Разделы презентаций


Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста

Содержание

Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубжеи богаче его возможности познать действительность.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учитель-логопед Бессонова О.М.
А
Л
Р
Ш
Белоярский район
Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа им. И.Ф.

Пермякова с. Полноват»
(СОШ с. Полноват)
«Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста»
Учитель-логопед Бессонова О.М.АЛРШБелоярский районХанты - Мансийский автономный округ - Югра Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района«Средняя общеобразовательная

Слайд 2Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать

свои мысли, тем глубже
и богаче его возможности познать действительность.

Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубжеи богаче его возможности

Слайд 3Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с

детьми и взрослыми, а значит, его личность в целом.

Чем совершеннее речь малыша, тем	правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, а значит, его личность

Слайд 4Воспитатель – педагог, который воспитывает и обучает детей, знакомит с

окружающим миром, учит взаимодействовать воспитанников в группе. Это не только

тот, кто поможет и научит одеться и обуться, правильно сидеть за столом и держать ложку. Это педагог, который является примером грамотной речи и обладает навыками развития речи у детей.

Л

О

О

Воспитатель – педагог, который воспитывает и обучает детей, знакомит с окружающим миром, учит взаимодействовать воспитанников в группе.

Слайд 6если в 5-6 лет
все еще есть проблемы со звукопроизношением, в

т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и
«л»);
ребенок не способен описать своими словами
сюжет на картинке,
допускает грубые

ошибки при построении

предложений (при этом ошибки в

допускаются сложных

предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

если в 3-3,5 года

если в 4 года

у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
не может запомнить четверостишье, совсем
не рассказывает собственных историй
(при этом отсутствие
связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со
«сложными» звуками – норма);

р ебенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
он не повторяет за Вами слова,

или Вы совсем не

понимаете его речь

(при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой

На что же следует

обратить внимание?

если в 5-6 летвсе еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и«л»);ребенок		не	способен

Слайд 7В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому

возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную

роль в профилактике играет совместная работа логопеда и воспитателей детских дошкольных учреждений.
Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста, в каждой возрастной параллели свои профилактические задачи:
в раннем возрасте (до 3 лет) - предупреждение недоразвития речи соц. характера, так как речь ребенка формируется по подражанию, то есть в процессе общения с окружающими его взрослыми и неправильное речевое окружение и воспитание может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. Нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи, которые в той или иной степени могут повлиять на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременной профилактике нарушений и уделять внимание развитию речи детей.
в младшем и среднем возрасте (3-5 лет) - предупреждение дефектов звукопроизношения.
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений

Слайд 8Формирование красивой, грамотной речи-одна из главных образовательных задач в обучении

детей дошкольного возраста.
Но достижение этой цели – комплексная работа. Она

включает работу над:
фонематическим слухом,
артикуляционной и мелкой моторикой,
речевым дыханием, силой голоса.
Формирование красивой, грамотной речи-одна из главных образовательных задач в обучении детей дошкольного возраста.Но достижение этой цели –

Слайд 9Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым

осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак –

мак, угол – уголь.
Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак

Слайд 10Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки- шумелочки;
Игры,

направленные на восприятие ритма;
Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов

– игры
«Три медведя», «Как семья разговаривает»;
Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными звуками.
Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки- шумелочки;Игры, направленные на восприятие ритма;Различение одинаковых по высоте,

Слайд 11Артикуляционная моторика
Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность

и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного

аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.
С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье»)
В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.. Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект.
Мелкая моторика
Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук.
Артикуляционная моторикаХорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и

Слайд 25Игры и упражнения для развития мелкой моторики
Разрывание бумаги
Лепка (пластилин, глина,

тесто)
Рисование и раскрашивание
Собирание мозаик и пазлов
Вырезание
Игры с крупой, бусинками, пуговицами
Игры

со счётными палочками
Застёгивание, расстёгивание, шнуровка
Аппликации
Работа с бумагой, оригами, плетение
Рисование на муке, манке
Песочная терапия
Пальчиковая гимнастика
Су – джок
Массаж
Игры и упражнения для развития мелкой моторикиРазрывание бумагиЛепка (пластилин, глина, тесто)Рисование и раскрашиваниеСобирание мозаик и пазловВырезаниеИгры с

Слайд 26Речевое дыхание
Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от

обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.
Несовершенства речевого

дыхания и их влияние на речь:
Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз; нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз; произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи; неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая.
Конечно, нарушение речевого дыхания может быть как следствие:
аденоидных разрастаний;
общей физической ослабленности;
сердечно-сосудистых заболеваний.
Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи: «мыльные пузыри»,
«дутье на кораблики», надувание игрушек, воздушных шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча, перышки, снежинки.
Внимание: дуть не в щеки, следить чтобы голова не закружилась. Проводить систематически, 2-3 минуты.
Упражнение «Фокус» :
Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок)
Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
Сделай вдох через нос.
Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
Речевое дыханиеРечевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым

Слайд 27С
А
М
Голос
Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая

интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса

встречаются достаточно редко.
Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.
Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.
«Эхо»
В лесу причу: «ау, ау». А мне в ответ: «ау, ау». Горе кричу: «ау, ау». Гора в ответ: «ау, ау»
Далеко-близко
На примере звукоподражаний: поезд приближается, поезд отдаляется: ТУУУУУУУУУ-Туууууууууууу. Самолет летает: ВУУУУУУ-вууууу-ВУУУУУУ и наоборот.
Произнесение стихотворений с изменением силы голоса:
Мне мила моя работа (тихо) Я доволен, я горжусь (громко)
Тихий голос - игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий:
Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, ушками захлопали, ножками затопали.
Гуси начали опять по-гусиному кричать: га-га-га. Кошки замурлыкали: мур-мур-мур,
Птички зачирикали: …. , Лошади заржали: …. , Мухи зажужжали: … ., Лягушата квакают: …. , А утята крякают:…. , Поросята хрюкают: …. , Мурочку баюкают.
САМГолосПараллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию.

Слайд 28Грамотная речь ребенка - это итог комплексной работы по ее

развитию.
Дети, у которых развита артикуляционная и мелкая моторика,
речевое дыхание и

фонематический слух понимают речь взрослого, могут ей подражать, готовы с возрастом стоить полноценные высказывания, грамотные ответы на вопросы, быстро и легко усваивают речевой материал.
В итоге, детям легче подготовиться к утренникам, занятиям и заданиям воспитателя.
Грамотная речь ребенка - это итог комплексной работы по ее развитию.Дети, у которых развита артикуляционная и мелкая

Слайд 29Важно своевременно проводить профилактическую работу и видеть в каждом ребенке

развивающуюся личность.
Согласно компенсаторным возможностям ребенка, можно помочь малышу успешно развиваться,

легко адаптироваться в дошкольной среде, а впоследствии и в окружающей жизни.
Важно своевременно проводить профилактическую работу и видеть в каждом ребенке развивающуюся личность.Согласно компенсаторным возможностям ребенка, можно помочь

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика