Слайд 1Системно-деятельностный подход в начальной школе
"Единственный путь, ведущий к знаниям,
- это деятельность"
Бернард Шоу
“Великая цель образования - это
не знания, а действия”
Герберт Спенсер
«Мало знать – надо уметь»
Русская пословица
Слайд 2Философский взгляд на деятельностный подход
Слайд 3Возникновение системно-деятельностного подхода
Рахимов А.З.
СДП
1930
1956
1987
историческая справка
Слайд 4 Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Трудно сразу это
воспринять, невероятно трудно, но мы хотим хотя бы здесь быть
услышанными. Потому что через него мы дадим ребёнку «перпетуум мобиле» развития, стремясь научить ребёнка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защёчных пазухах. Завершая, напомню слова моего учителя Алексея Николаевича Леонтьева. Он говорил, что горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Кризис образования - зто обнищание души при обогащении информацией. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.»
Профессор А.Г.Асмолов
Слайд 5Как получить новый образовательный результат?
Традиционный взгляд:
основная задача
школы – дать
хорошие
прочные ЗНАНИЯ
ФГОС 2009-1012гг.
«Смена образовательной парадигмы (цели).
Вместо передачи
суммы
знаний –
РАЗВИТИЕ личности учащегося
на основе освоения способов деятельности»
?
Слайд 6Виды деятельности
игровая
исследовательская
проектная
рефлексивная
контрольно-оценочная
творческая
практическая
Формы деятельности
групповая
парная
индивидуальная
фронтальная
Слайд 7Доля усвоения знаний в зависимости от формы
Слайд 9Условия успеха
есть возможности для двигательной активности
много практических упражнений , лабораторных
работ, действий с предметами, моделями, макетами
учебный материал предполагает связь с
актуальными проблемами жизни учащихся
на уроке обеспечена частая смена деятельности
Слайд 10Основная педагогическая задача -
организация условий, инициирующих детское действие
Чему
учить?
обновление
содержания
Ради чего
учить?
ценности
образования
(обновление
цели)
Как учить?
обновление
средств
обучения
(обновление
методики)
Слайд 11Система дидактических принципов
принцип деятельности
непрерывности
целостности
минимакса
психологической комфортности
вариативности
творчества
Слайд 121) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая
знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает
при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 13Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»
по целеполаганию
уроки
«открытия» нового знания
уроки рефлексии
уроки общеметодологической направленности
уроки развивающего контроля
урок постановки
учебной задачи
урок решения учебной задачи
урок моделирования и преобразования модели
урок решения частных задач с применением открытого способа
урок контроля и оценки
Типология уроков
А.К. Дусавицкого
по формированию того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности
Слайд 14Критерии результативности урока
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от
учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать
свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Слайд 157. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми
учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться
оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Критерии результативности урока
Слайд 16Этапы построения урока ведения нового знания при системно-деятельностном подходе
(Петерсон Л.Г.,
Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по
дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.)
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление учебного действия с озвучиванием хода учебного действия.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Слайд 171. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное
вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой
целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
Слайд 182. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На
данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному
выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Слайд 193. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует
выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1)
восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Слайд 204. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ,
план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект
будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Слайд 215. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:
обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который
фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Слайд 226. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе
учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают
типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Слайд 237. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа
используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа
и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Слайд 248. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются
границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый
способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Слайд 259. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется
новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка
учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Слайд 26Структура урока ОНЗ и распределение времени на уроке ОНЗ
(Продолжительность этапов
урока «открытия» нового знания в минутах)
Слайд 27Структура урока
1. Мотивация. Самоопределение к познавательной деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Затруднение
в деятельности (проблемная ситуация ).
4. Первичное закрепление.
5. Самоконтроль и самооценка.
6.
Рефлексия.
Слайд 28Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)
Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие
знаний вместе с детьми
Традиционный урок
1.Проверка д/з учеников учителем
2.Объявление
темы учителем
3.Объяснение темы учителем
4.Закрепление знаний учениками
Проблемно-диалогический урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения
5. Применение знаний учениками
Слайд 29Базовые технологии стандартов второго поколения
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация –
общение)
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически
значимых для изучения окружающего мира)
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Слайд 30Этапы современного урока
(по Н.А. Разагатовой, заведующей лабораторией «Стандарты II поколения»
МОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования городского округа Самара», к.п.н)
Организационный
момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний и умений учащихся для подведения к новой теме
Постановка цели занятия перед учащимися
Организация восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний
Первичная проверка понимания
Слайд 31Этапы современного урока
(по Разагатовой)
7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения
информации и упражнений в ее применении по образцу
8. Творческое применение
и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач
9. Обобщение изучаемого на уроке
10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний
11. Домашнее задание
12. Итог урока. Рефлексия.
Слайд 32Старая притча, как однажды один мудрец накормил бедняков
УУД
Слайд 34Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!
Подари ребенку радость
творчества, осознание авторского голоса
Веди ученика от собственного опыта к общественному
Будь
не «НАД», а «РЯДОМ»
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
Учи анализировать каждый этап работы
Критикуя, стимулируй ученика
Слайд 35Учитель начальных классов
НОУ школа «Эврика»
Ковалёва Л.К.
Самара, 2011г.
Благодарю за внимание!