Слайд 1Типология традиционного урока, его структура и педагогические технологии
Подготовила: заместитель директора
по УР МБОУ
«СОШ № 2 г. Льгова» Дубровина О.С.
Слайд 2Уроки классифицируют по следующим позициям:
по дидактическим целям (тип урока)
по методике проведения и организации (форма проведения).
Типология – классификация
по
типам урока
Слайд 3По дидактическим целям уроки
делятся на:
урок усвоения новых знаний.
урок совершенствования
знаний, умений, навыков.
урок систематизации и обобщения ЗУН.
урок контроля знаний и
умений.
урок коррекции ЗУН (работа над ошибками)
комбинированный урок.
Слайд 4Классический тип урока
Вводный урок
Тренировочный урок
Контрольный урок
Урок закрепления умений и навыков
Урок самостоятельной работы
Урок с
ТСО
Практическая работа
Комбинированный урок
Повторительно-обобщающий урок
Слайд 5Нетрадиционный тип урока
Урок фантазирования
Урок соревнование
Турнир
Диспут
Зачет
Творческий
урок
Спектакль
Конкурс
Конференция
Игра
Сказка
Урок взаимообучения
Слайд 6Структура урока
это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение
основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в
тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.
Слайд 7От чего зависит структура урока?
от поставленных целей,
содержания изучаемого материала,
методов и приемов обучения, используемых на уроке,
уровня подготовки и
развития учащихся,
места урока в учебном процессе,
творческого характера работы учителя
Слайд 8Структура традиционного урока:
1. Орг. Момент.
2. Проверка Д/З.
3. Сообщение темы урока.
4. Актуализация
знаний.
5. Вариативность (в зависимости от типа и вида урока).
6.Подведение урока.
7. Д/з.
Слайд 9Структура урока изучения нового материала
1. Первичное введение материала с учетом
закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
2. указание на
то, что учащиеся должны запомнить;
3. мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
4. сообщение либо актуализация техники запоминания;
5. первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
6. контроль результатов первичного запоминания;
Слайд 107. регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные
промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, с
дифференцированными заданиями;
8.внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
9. частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения
Слайд 11Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков
1. Сообщение учащимся
цели предстоящей работы;
2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые
потребуются для выполнения предложенных заданий;
3. Выполнение различных заданий, упражнений;
4. Проверка выполненных работ;
5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6. Задание на дом.
Слайд 12Структура урока формирования умений и навыков:
постановка цели урока;
повторение сформированных
умений и навыков, являющихся опорой;
проведение проверочных упражнений;
ознакомление с
новыми умениями, показ образца формирования;
упражнения на их освоение;
упражнения на их закрепление;
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
упражнения на перенос в сходную ситуацию;
упражнения творческого характера;
итог урока;
задание на дом
Слайд 13Структура урока повторения:
организация начала урока;
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих
знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
задание на дом.
Слайд 14Структура урока проверки знаний:
организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную,
деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ
или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
Слайд 15изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение
или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или
степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Слайд 16Структура урока применения знаний, умений и навыков:
организация начала урока (психологический
настрой учащихся);
сообщение темы урока и его задач;
изучение новых
знаний, необходимых для формирования умений;
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
творческое применение знаний и умений;
упражнение по отработке навыков;
домашнее задание;
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Слайд 17Структура повторительно-обобщающего урока:
организационный момент;
вступительное слово учителя, в котором он
подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и
план урока;
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
формулирование выводов по изученному материалу;
оценка результатов урока;
подведение итогов;
задание на дом (не всегда).
Слайд 18Структура комбинированного урока
организация начала урока;
проверка домашнего задания, постановка
цели урока;
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е.
актуализация знаний и практических и умственных умений;
изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
подведение итогов и результатов урока;
задание на дом;
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Слайд 19Структура урока контроля и коррекции
Организация начала урока (создание спокойной обстановки);
Постановка
задач урока (учитель сообщает, какой материал будет проверять, просит, чтобы
дети вспомнили соответствующие правила, напоминает, чтобы они сами проверили работы);
Изложение содержания контрольной или проверочной работы;
Подведение итогов урока;
Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения
Слайд 20Традиционные педагогические технологии
Слайд 21Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при
описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование
приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:
Слайд 22Традиционное объяснительно-иллюстративное обучение
В основе лежит информирование, фактологическое просвещение учащихся, построенное
на организации репродуктивных действий учащихся с целью выработки у них
общеучебных умений и навыков.
Составными элементами являются: сообщение темы и целей обучения, актуализация ранее изученных знаний, организация восприятия нового материала, создание ориентиров для учебных действий, закрепление и обобщение изученного, применение знаний к решению задач, контроль и оценка усвоенного материала.
Экономична, ее применение не требует большого количества времени, чтобы сформировать у учащихся большой объем знаний и умений. Именно это и привлекает педагога.
Слайд 23Технология личностно-ориентированного обучения
Целью обучения должно быть развитие личности.
Педагог и ученики являются равноправными субъектами обучения.
максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности
Слайд 24Технология развивающего обучения
В основе технологии – способ обучения, вызывающий включение
внутренних механизмов интеллектуальных способностей учащихся, которые учатся самостоятельно получать знания.
Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, при которых обучение ориентировано на всестороннее развитие ребенка, развитие его творческих способностей
Составные элементы этой технологии – 1) процессуальная целевая направленность (обучение способам теоретического мышления, процедурам поисковой деятельности); 2) приближенность научной деятельности к научному познанию, что достигается посредством столкновения учащихся с противоречиями, постановки школьников в позицию исследователя, присутствия элементов проблемного обучения; 3) рефлексивная деятельность учащихся; 4) активно-деятельностная позиция школьника; 5) учитель – руководитель и партнер по учебному исследованию.
Слайд 25 Традиционные педагогические технологии характеризуются:
ориентацией на научность в изложении материала;
организационной
четкостью педагогического процесса;
упорядоченной, логически грамотной подачей материала (последовательность и систематичность
в подаче материала);
учетом принципа природосообразности (обучение не форсируется, определяется уровнем развития учащихся);
ориентация на стандарт, образец, использование ресурсов памяти;
постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся и др.