Слайд 1Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности
школьников на уроках истории и обществознания.
Учитель истории и обществознания Астафимова
Л.В.
Слайд 2Современная система образования переживает сейчас очередной этап поиска эффективных способов
организации учебного процесса, соответствующих запросам общества.
Сегодня ведущей целью образования
является направленность на личностно-ориентированное обучение, развитие способностей ребенка и его последующую самореализацию.
Поэтому сегодня требуется пересмотреть традиционные подходы, ориентированные на транслирующую роль учителя и репродуктивную деятельность учеников.
Слайд 3Новые подходы в образовании:
Деятельностный - ориентирует на формирование личности и
ее способностей через активную деятельность самого школьника.
Компетентностный – направлен
на формирование в процессе освоения программных знаний комплекса надпредметных, универсальных, общеучебных знаний, умений, различных видов деятельности и развитие способностей ученика.
Слайд 4Новые подходы в образовании:
Исследовательский (проблемно-эвристический) - предусматривает преобладание метода, связанного
с самостоятельным поиском и решением школьниками тех или иных вопросов.
Роль учителя во всех случаях сводится к направлению, управлению и коррекции деятельности учащихся.
Слайд 5 Уже знакомо
Хотя выше названные подходы носят инновационный характер, их
элементы уже давно использовались на разных уроках, поэтому необходимость обновления
учебного процесса вовсе не означает полного отказа от традиционных форм и методов обучения.
В связи с этим следует отметить, что урок еще долго будет оставаться главной формой учебного занятия.
Слайд 6Мотивация - задача учителя
Поэтому одной из основных задач учителя на
уроке является не столько использование этих методов, сколько развитие с
их помощью у учащихся знаний, умений и навыков, которые помогут им активнее включиться в будущую взрослую жизнь после окончания школы.
То есть учащимся необходимо объяснить, для чего им это надо, какую пользу принесет им овладение тем или иным методом и как это умение пригодиться им в будущем.
Слайд 7Необходима мотивация!
Создание условий для мотивации учебной деятельности школьников - важнейшее
требование в организации современного урока. Только такой подход превращает ученика
в субъект познавательной деятельности (субъект – тот кто осуществляет деятельность) т.е надо создать такие условия, чтобы ребенок захотел учиться сам.
Показать практическую значимость изучаемого материала, необходимость формируемых компетенций в дальнейшей жизни – вот что учитель должен стараться делать на каждом уроке.
Слайд 8Необходима мотивация!
Конечно, гораздо проще мотивировать учеников в ходе изучения актуальных
для сегодняшнего дня разделов экономики и права, чем при исследовании
проблемам философского уровня. В данном случае учитель должен, например, помочь ученикам осознать тот факт, что именно способность отвлеченно мыслить отличает развитую личность и позволяет добиваться высоких результатов в различных видах деятельности, вырабатывая нестандартные решения различных жизненных и производственных ситуаций.(!)
Слайд 9Мотивация: должна быть осознанной!
Ученик должен увидеть, что универсальные компетенции (умения,
навыки), формируемые в процессе обучения, позволят ему применять имеющиеся знания
в новых, изменяющихся условиях на любом жизненном этапе.
В конечном итоге ученик должен понять, что то, чему он учиться в школе поможет ему вступить во взрослый мир (социализироваться), а вот насколько это вступление будет успешным, зависит от него самого.
Слайд 10Но каким должен быть сам урок, чтобы ученик получил от
него максимум полезной информации?
В основе успешного обучения лежит познавательная мотивация.
Какие
методы работают на развитие познавательной мотивации, а значит и на успешное обучение?
Слайд 11Развитие познавательной мотивации
ДА - технологии критического мышления
Решение вышеназванных задач (успешность
обучения, его практическая направленность и последующая социализация) осуществляется прежде всего
через применение технологии развития критического мышления. Уметь критически мыслить – это уметь работать с разнообразной информацией: находить и отбирать ее в контексте решаемых задач, анализировать и оценивать ее, формулировать обоснованные выводы и принимать решения
Развитию критического мышления на уроке помогает работа с текстом, документами, таблицами, картами, статистическими данными…
(История, обществознание, право, литература, рус. и иностр. языки, география, экономика, биология).
Слайд 13 ДА- информационным технологиям
Современный урок немыслим без активного применения информационных
технологий. Мультимедийное оборудование, позволяющее использовать текст, графику, видеоматериалы, значительно расширяет
возможности применения компьютера в учебном процессе. Использование компьютерных презентаций при объяснении нового материала, подготовка учащимися домашних заданий с использованием ресурсов сети Интернет – вот только некоторые варианты применения ИКТ. Это не только способствует активизации познавательного интереса учащихся и позволяет использовать на уроках новейший фактический материал, отсутствующий в учебниках, но и формирует крайне необходимые в информационном обществе компетенции.
Слайд 15Да – групповой деятельности
Интенсивной социализации учащихся способствует применение интегральной образовательной
технологии, которая основана на организации групповой деятельности учащихся по решению
определенных задач: изучение и анализ документов, статистических данных, произведений искусства, составление структурно-логических схем, таблиц, выполнение творческих заданий.
Такая деятельность не только ведет к осознанному и прочному усвоению знаний, но и развивает его способности к самообразованию, самоорганизации, обогащает коммуникативным опытом, дает навыки конструктивного взаимодействия с окружающими.
Слайд 17Да- дискуссиям
Занятия должны быть организованы так, чтобы большую часть времени
на уроке говорили, рассуждали, спорили ученики, а не учитель. В
результате систематического участия в уроках-дискуссиях старшеклассники овладевают способностями участвовать в принятии групповых решений, разрешать спорные проблемы, принимать и уважать иную точку зрения.
Большую пользу для включения подростков в ситуации реальной жизни приносят различные деловые игры.
Слайд 18Урок-дискуссия
о Королевском замке.
Слайд 20НЕТ- категоричности.
Красной нитью через все уроки должно проходить выполнение следующего
условия - анализ любого явления (особенно явления общественной жизни) не
должен быть односторонним.
Очень нежелательны категоричные бескомпромиссные ответы. Ученики должны учиться находить в каждом явлении и положительные, и отрицательные моменты.
Это будет способствовать выработке у них толерантности, терпимости к чужому мнению и готовности к сотрудничеству, партнерству – качествам, так необходимым в современном мире.
Слайд 21ДА – положительным эмоциям
Чтобы все вышеперечисленные и другие методы и
приемы «работали» на формирование познавательной мотивации ребенка, его интереса к
учебе, необходимо учитывать такой важный фактор, как психологическая комфортность.
Создание благоприятной эмоциональной среды в школе, на уроке является одним из важнейших условий формирования высокой познавательной мотивации учащихся.
Слайд 22Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев
отношения к школе и к учению в целом.
Под
термином «эмоциональное благополучие» в данном случае следует понимать "удовлетворенность ребенка своей деятельностью, взаимоотношениями с учителями, одноклассниками, защищенность в данном коллективе, внутреннее спокойствие".
Слайд 23НЕТ – психологической тревожности.
Ребенку может быть некомфортно,
неуютно, плохо в школе из-за:
Плохих взаимоотношений с одноклассниками или учителями,
выливающимися в постоянную критику отдельного ученика и приводящую к отчужденности его от классного коллектива.
Плохой успеваемости из-за сложности предмета и как следствие, негативной оценке со стороны учителей и более успешных одноклассников.
Отсутствия поощрения со стороны учителя маленьких (и не очень) личных достижений отдельного ученика, что очень важно для его личностного роста и состояния удовлетворенности проделанной работой.
Неудовлетворительной общей дисциплины в классе.
Грязи, мусора, беспорядка в классе и других школьных помещениях.
Негативной оценке школы и учителей со стороны родителей.
Слайд 24Как определить уровень психологической тревожности отдельного ученика?
Личным наблюдением за ребенком
и общей ситуацией в классе.
Анкетированием и различными видами опросов с
последующим анализом.
Доверительной беседой с определенным учеником или его товарищами (возможно не всегда).
Беседой с другими учителями, родителями по волнующим вопросам.
Переносом на себя создавшейся реальной ситуации: «А мне бы так понравилось? А мне было бы удобно, комфортно в такой обстановке?»
Слайд 25 Подведем итоги:
Психологическая комфортность и все вышеперечисленные методы ведения
современного урока должны привести к тому, что ученик, приходя в
школу, должен попадать в большую семью, где ему будет интересно, где его каждый день будут учить чему-то новому и полезному.
В этой семье он будет чувствовать себя спокойно, в безопасности, будет уверен в том что его достижения не останутся без внимания, а его ошибки не будут осмеяны.
Слайд 26Учитель (как и родитель) это та сфера деятельности, где необходимы
ежедневное самосовершенствование своих личностных и профессиональных качеств, постоянная работа над
собой.
Потому что самое лучшее обучение – это обучение личным примером. А значит учитель не имеет права быть незнающим, неинтересующимся, неподготовленным, безответственным за результаты своего труда, недоброжелательным, невнимательным по отношению к детям. Он должен быть во всем выше и лучше детей, чтобы у них перед глазами всегда был образец, к которому они должны стремиться.
Поэтому желаю всем коллегам успехов в этом нелегком труде.