Слайд 1Проект
«Оформление кабинета начальных классов»
Автор проекта:
Ельцова Е.А.
Слайд 2Творческая тема
«Наш уютный уголок»
Слайд 3Основополагающий вопрос
Как создать уютную, образовательную атмосферу в кабинете начальных классов
Слайд 4Задачи
* создание комфортной, образовательной среды
* повышение
профессионализма и
культуры труда педагогов
* обеспечение психологического благополучия и здоровья школьников
* систематизация дидактического и методического материала
* вовлечение родителей в совместную работу, совершенствование сотрудничества
Слайд 5Участники
Ученики
Родители
Учителя
Администрация школы
Слайд 6Аннотация
Создание кабинета — дело очень сложное, кропотливое, требующее терпения
и времени. Это общий труд единомышленников: педагогов, родителей, учащихся. И
сегодня уже никто из учителей не сомневается в том, что хорошо оформленный и оснащенный кабинет способствует позитивным переменам в организации учебно-воспитательного процесса. Работать в таком кабинете легче, потому что учитель имеет возможность значительно сократить время на подготовку урока, может больше внимания уделить методической и дидактической оснащенности обучения и воспитания, повышая тем самым свой профессионализм и культуру труда.
Участие родителей и школьников в создании кабинета укрепляет контакты семьи и школы, гарантирует сохранность оборудования, стимулирует инициативу учащихся в поддержании порядка, пополнении экспозиций и материалов кабинета, в результате чего кабинет становится их родным домом.
Слайд 7Требования к помещению и оборудованию класса
Парты (столы) расставляются в учебных
помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие -
дальше. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями,
следует рассаживать дальше от наружной стены.
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
между рядами двухместных столов - не менее 60 см
между рядами столов и наружной продольной стеной - не менее 50- 60 см
между рядом столов и внутренней продольной стеной или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50-70 см
от последних столов до стены (перегородки), противоположной
классной доске, - не менее 70см, от задней стены, являющейся наружной, - не
менее 100см, а при наличии оборотных классов 120см;
от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100см;
от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
наибольшая удаленность последнего места обучающегося от
учебной доски – 860см;
высота нижнего края учебной доски над полом - 80-90см;
угол видимости доски (от края доски длиной З м до середины
крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее
45 градусов для детей 6-7 лет...
Слайд 8Требования к воздушно - тепловому режиму
... Фрамуги и форточки в
учебных помещениях должны функционировать в любое время года
Учебные помещения проветриваются
во время перемен, а рекреационные - во время уроков
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных, помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Слайд 9Требования к естественному и искусственному освещению
...Для отделки учебных
помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность.... Следует
использовать следующие цвета красок:
для стен учебных помещений - светлые тона желтого, голубого,
зеленого, бежевого, розового;
для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева
или светло-зеленый;
для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;
для дверей, оконных рам - белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
.., не закрашивать оконные стекла;
не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных
цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (весной и осенью)
Слайд 10Цветовая гамма классной комнаты
Одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность работы
кабинета, считается правильное использование цвета. Он является элементом создания психологического
комфорта и средством эмоционально-эстетического воздействия на организм человека. Умело подобранный цвет вызывает удовлетворение, радость, уменьшает напряжение, снимает утомление нервной системы, оказывает благотворное воздействие на умственную и физическую деятельность. Вот почему влияние цвета на психическое состояние ребенка при организации пространства его жизнедеятельности должно учитываться непременно. Правильное цветовое оформление уравновешивает нервно-психическую возбудимость детей, на 12—17 % повышает производительность труда, способствует созданию нормального психофизиологического комфорта в классе.
Стабильной продуктивности кабинета, окна которого выходят на юг, помогает добиться зона оптимальных цветов — спектр бледно-фиолетовых, зеленых и бежевых красок. Если есть панели, они должны находиться ниже уровня двери, это зрительно объединяет, дисциплинирует пространство. Двери окрашиваются в тот же цвет, что мебель или стены, но более насыщенного тона. Потолок и оконные рамы — белые. Роль светлой окраски немаловажна и в воспитании у детей аккуратности, бережного отношения к вещам, предметам. На окна, которые находятся на южной стороне, можно повесить жалюзи соответствующего цвета в виде арки, на подоконниках разместить вазоны с комнатными растениями. Высота цветка не должна превышать 15 см (требование СанПиН).
Слайд 11Уголок Мойдодыра
Согласно требованиям СанПиН по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся
в кабинете должен быть уголок Мойдодыра. Раковина устанавливается на высоте
0,6—0,7 м от пола.
Слайд 12Передняя стена класса
Передняя стена оборудуется классной доской длиной 2 м
и высотой 1 м. У доски есть 2 створки, за
которыми расположены наборное полотно и магнитная доска. Нижний край доски находится на высоте 85 см от пола. Коробка доски окрашивается в белый цвет (у нас обита сталью). Часть доски разлиновывается для письма. На верхней кромке доски укрепляются приспособления для подвешивания таблиц, репродукций картин и карт. Под доской устанавливаются ящики для пособий, таблиц. Над доской располагаются часы, чтобы дети на уроке ценили время.
Слайд 13Боковая стена класса
Боковая стена кабинета оформляется постоянными экспозициями. Первая из
них включает в себя символику России : флаг, герб, гимн.
Ниже размещается стенд “Живу в России”. На нем изображена карта России с городами, реками и озерами. В углу стенда — кармашек, где помещаются материалы о замечательных исторических деятелях страны, городах, событиях, происходящих в государстве. Эта экспозиция способствует гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
Экспозиция-стенд “Я + ТЫ = МЫ” поделена на три равных сектора, по цвету представляющие землю, воду, небо — три стихии, жизненно необходимые человеку.
В первом секторе, цель которого способствовать развитию у детей мышления, воображения, приобщать к процессу познания, побуждать к совместной поисковой деятельности, размещаются материалы “почемучкам”: олимпиадные задания по учебным предметам; рубрика “Это интересно”; материалы из детских энциклопедических изданий, журналов.
Сектор “Узелок на память” содержит материалы о том, как развивать память, внимание, наблюдательность, памятки для решения задач, разных видов разбора слова, т. е. все, что помогает учащимся усваивать учебную программу по разным предметам.
Цель сектора “Начало мудрости” заключаются в оказании помощи по формированию эмоциональной заинтересованности, развитию эмоциональной сферы, самопознания и положительной самооценки учащихся. Там размещаются материалы по духовно-нравственному воспитанию: как жить в дружбе, прощать обиды, помогать людям и т. д.
Здесь же, на боковой стене, только ниже, находит свое место экспозиция “Мир фантазий”. Ее цель — формирование творческих способностей к практическому и умственному экспериментированию, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам, развитие речи учащихся на лучших образцах детских работ. Здесь выставлены детские работы: рисунки, сочинения, изделия из пластилина, природного материала и т. д.
Главный принцип экспозиций, расположенных на боковой стене, — сменяемость не менее одного раза в неделю, участие и представительство детей не реже одного раза в месяц, что позволяет каждому ребенку проявлять свои способности, быть замеченным.
Слайд 14Задняя стена класса
Вдоль задней стены размещена секция, в которой находится
методический материал.
На первой полке в центре секции целесообразно расположить
с подсветкой аквариум с рыбками, комнатные цветы и подставку с календарем природы. Наблюдения за живой природой помогают учителю развивать у учащихся наблюдательность, формируют бережное отношение к природе. Аквариум с рыбками способствует релаксации даже самых возбудимых детей.
Вторая полка — удобное место для размещения справочников, энциклопедий и других книг, объединенных общей темой “Я познаю мир”.
На третьей полке можно разместить материалы организационно-воспитательной работы “Наследники”, где ребята знакомятся с обязанностями дежурного, законами класса, правилами игр и т. д.
Одна из полок отводится для поделок, выполненных детьми на уроках труда и на занятиях по интересам. Каждая работа подписана.
В секции имеются ящики, шкафы. Разделы секции, папки, коробки необходимо пронумеровать, сделать опись материалов и оборудования, имеющихся в кабинете. Если содержимое описи внести в компьютерный диск, каждый учитель сможет воспользоваться наглядным и дидактическим материалом, который у него, возможно, отсутствует.
В одном из шкафов можно разместить библиотеку класса. Верхнюю полку отвести под раздел «книги- справочники». На второй полке устроить “раскладушку” по внеклассному чтению. На ней размещать аннотации книг, которые советует прочитать учитель, памятку, как написать отзыв о книге, отзывы детей о прочитанных книгах, их рисунки-диафильмы, литературные викторины.
Слайд 15Игровая зона
В игровой зоне расположена мягкая мебель (диван и кресла),
журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием проводят
время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Некоторые из игрушек детей – большие яркие, вызывающие интерес детей, позволяющие детям ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников.
Слайд 16Зеленый уголок
В классе много цветов, что позволяет воспитывать трудолюбие детей,
ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе, родному краю,
Родине. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
Слайд 17Дизайн штор
Интересно по цветовому решению и по оформлению шторы на
окнах. Дизайн штор создает легкость и приподнятость, что отражается на
настроении находящихся в помещении. Выбор теплых коричневато-белых тонов штор определяет теплое ощущение пространства кабинета, что положительно сказывается на желании находиться в классе и детям и взрослым.
Слайд 18Результаты
Итак, правильное оформление кабинета позволяет успешно организовать учебно –
воспитательный процесс. Кабинет демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем
и его здоровье, воспитывает уважение к собственному здоровью и здоровью других. Позволяет организовать воспитательный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе детей, формированию положительной самооценки каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.
Слайд 19Информационные ресурсы
Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса в начальных классах
: метод. рекомендации / авт.-сост. К. С. Фарино, Л. Ф.
Кузнецова, Н. Ф. Фарино и др. — Минск : Пачатковая школа, 2007.
СанПиН № 2.4.2.16-33-2006 Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений.
Конторки Базарного // Народное образование. — 1990. — № 5.
Салов, А. М. Художественное оформление кабинета начальных классов // Начальная школа. — 1989. — № 5.
Школьный психолог : еженед. метод. газета. — 2004. — № 44.