Слайд 1Психологические, личностные аспекты детей подросткового возраста
Слайд 2Подростковый возраст
Самый сложный из всех детских возрастов.
Его еще называют переходным
возрастом, потому что в течение периода от 12 до 15
лет происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а так же разнообразные виды его деятельности
Слайд 3
Главной особенностью подростка является нестабильность
Слайд 4Именно в этот период подросток заявляет о себе как о
личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и
борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой
Слайд 5Внешний вид подростка – ещё один источник конфликта
Слайд 6Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11-13 лет,
у девочек на 13-15 лет.
Слайд 7Для подростков характерна полярность психики:
Целеустремленность,настойчивость и эмпульсивность, неустойчивость
Развязность в поведении
+ застенчивость
Слайд 8Для понимания подросткового возраста надо знать, что этот возраст относится
к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных
кризисов.
Слайд 9
Кризис подросткового возраста проходит через три фазы:
Негативную или предкритическую –
фазу ломки старых привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур.
Кульминационную точку
кризиса, в подростковом возрасте – это, как правило,13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные вариации
Посткритическую, т.е. фазу формирования новых структур, построения новых отношений.
Слайд 10Возрастной кризис может проходить в двух основных формах:
Кризис независимости
Его симптомы-упрямство,негативизм,своеволие,обесценивание
взрослых,отрицательное отношение к их требованиям,ревность к собственности. Собственный внутренний мир
– главная собственность, которую оберегает подросток.
Кризис зависимости
Его симптомы –
чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения.
Слайд 11Всех подростков по склонности к межличностным проблемам можно разделить на
три группы:
1.Устойчивые к конфликтам
Не избегают смотреть на собеседника;охотно обсуждают предложенную
тему;высказывают свое мнение; отвечают без заминки,громко
2.Удерживающиеся от конфликтов (с неуверенным поведением)
Выполняют строгие рамки законов; выполняют правила поведения; являются обязательными;
3. Конфликтные подростки
Громко говорят вызывающим тоном; на других смотрят свысока; навязывают всем свое мнение; с жаром изливают свои чувства; могут причинить боль другим; говорят прежде, чем собеседник успел закончить свою мысль.
Слайд 12Стили семейного воспитания
АВТОРИТАРНЫЙ – все решения принимают родители, считающие, что
ребёнок во всём должен подчиняться их воле, авторитету.
Результат: формирование
механизма внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (АВТОРИТЕТНЫЙ) –
родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Результат: формирование правильного ответственного социального поведения.
Слайд 13
ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ –ребёнок практически не знает запретов и ограничений со
стороны взрослых или не выполняет указаний родителей, для которых характерно
неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Результат: вовлечение ребёнка в асоциальные группы, т.к. не сформированы механизмы самостоятельного ответственного поведения в обществе.
ХАОТИЧЕСКИЙ –
непоследовательное руководство, отсутствие единого подхода к воспитанию
Результат: не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.
Слайд 14ОПЕКАЮЩИЙ – стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него
все возникающие проблемы.
Результат: чрезмерное преувеличение собственной значимости ребёнка, запаздывание
социальной зрелости.
Слайд 15Подростки нуждаются в нашей помощи
Только взрослые могут их поддержать, понять
и направить на правильный выбор того или иного решения в
жизни.