Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Слайд 2П.Ф. КАПТЕРЕВ ( 1849-1922 )
«.....СОЗДАВАТЬ У РЕБЕНКА ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОСРЕДСТВОМ
КОТОРОГО УЧАЩИЙСЯ САМ В СОСТОЯНИИ ВЫРАБАТЫВАТЬ СУБЪЕКТИВНО НОВЫЕ ЗНАНИЯ»
Слайд 3ДУМАТЬ КРИТИЧЕСКИ ЭТО :
Проявлять любознательность
Использовать исследовательские методы
Ставить перед собой вопросы
Осуществлять
планомерный поиск ответов
Вскрывать причины и последствия фактов
Сомнение в общепринятых истинах
Выработка
точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
Слайд 4ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТОГО КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Оценивание
Открытость новым идеям
Собственное мнение
Рефлексия собственных суждений
Слайд 5НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ
Применять в спорах аргументы
Смотреть на старые идеи с новой
точки зрения
Отличать факты от предположений
Различать обоснованные и необоснованные оценки
Выделять причинно-следственные
связи
Видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале
Слайд 6НОВОЕ В ПОНИМАНИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Открытость для новых идей
Стремление к избеганию
ошибок в собственных суждениях
Знание разницы между возможно правильным и неправильным
Осознание
своего непонимания
Разграничение обоснованных и необоснованных ошибок
Слайд 7ШКОЛА НЕ ДОЛЖНА НАУЧИТЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ, ОНА ДОЛЖНА НАУЧИТЬ
УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ -
системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях
Слайд 8ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РОССИИ
Известна в России с 1997 года
Проект
института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития
критического мышления»
Руководитель проекта Сергей Заир-Бек
Проект реализуется более, чем в 16 странах мира
Слайд 9ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ КМ
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в
учебе, но и в обычной жизни ( умения принимать взвешенные
решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д. )
Слайд 10ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК
- НАУЧИТЬСЯ КРИТИЧЕСКИ И ПРОДУКТИВНО ПРОСЕИВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
Слайд 11МЕХАНИЗМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Три фазы:
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 12НА СТАДИИ ВЫЗОВА
Активное участие в анализе собственных знаний по заданной
теме
Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания, которые могут стать
базой для усвоения новых знаний
Определение цели предлагаемой темы
Слайд 13СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Контакт с новой информацией или идеями.
Главная задача: поддержать активность,
интерес и инерцию движения, созданные во время стадии вызова
Слайд 14СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения
Обобщение
приобретенных знаний
Слайд 15МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТКМ
Разбивка на кластеры
Синквейн
Знаем/Хотим узнать/Узнали З-Х-У
Взаимообучение
Разработки для самостоятельных занятий
Двойные
дневники
Оставьте за мной последнее слово
Пятиминутное эссе
Модельные уроки:
- Чтение
со стопами
- 6 шляп критического мышления
- Зигзаг и т.д.
Слайд 16РАЗБИВКА НА КЛАСТЕРЫ
Помогает учащимся свободно и открыто думать по заданной
теме
Используется как на стадии вызова, так и рефлексии
Дает доступ к
собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме
Слайд 17Как сделать разбивку на кластеры?
1. Напишите ключевое слово или предложение
в середине большого листа бумаги или на доске.
2. Начните записывать
слова и предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой.
3. По мере появления идей и их записи, начните устанавливать связи между идеями.
4.Выписывайте идеи, пока они не закончатся или не будет исчерпано время.
Слайд 18ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
1. Записывайте все, что вам приходит на ум. Не
судите о качестве мыслей, просто их записывайте.
2. Не обращайте внимания
на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
3. Не переставайте писать, пока не выйдет время.
4. Постарайтесь построить как можно больше связей.
Слайд 19ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ
Когда разбивка на кластеры проводится индивидуально, то должна быть
выбрана тема, о которой учащиеся знают достаточно много, так как
в этой ситуации они лишены группового опыта, дающего им доступ к дополнительной информации.
Слайд 20СИНКВЕЙН
Цель:
- научить резюмировать информацию, излагать идеи, чувства в
нескольких словах.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из
пяти строк (франц.)
Слайд 21ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1. В первой строчке тема называется одним словом
( обычно существительным ).
2. Вторая строчка – описание темы в
двух словах – прилагательных.
3. Третья строчка – описание действия тремя словами.
4. Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающее отношение к теме.
5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 22Прием «Пометки на полях»
( ИНСЕРТ )
Этот прием является средством, позволяющим
ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.
Познакомить учеников с рядом маркировочных
знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста. Помечать следует абзацы или предложения.
Слайд 23МАРКИРОВОЧНЫЕ ЗНАКИ
V – ИНФОРМАЦИЯ ИЗВЕСТНА
+ - НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- - ИМЕЛ
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
? – НЕПОНЯТНО, ТРЕБУЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ
Завершение работы – устное
обсуждение
Слайд 24ЧТЕНИЕ СО СТОПАМИ
ОСОБЕННОСТИ В ТКМ:
ЧИТАЕТСЯ ДОЗИРОВАННО
ПОСЛЕ КАЖДОЙ СМЫСЛОВОЙ ЧАСТИ ДЕЛАЕТСЯ
ОСТАНОВКА
ВО ВРЕМЯ «СТОПА» ИДЕТ ОБСУЖДЕНИЕ ИЛИ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА, ИЛИ ПОИСК
ОТВЕТОВ НА ПРЕДЪЯВЛЕННОЕ ЗАДАНИЕ
Слайд 25ПРИЕМ «ЗНАЕМ, ХОТИМ УЗНАТЬ, УЗНАЛИ»
Составление маркировочной таблицы
Слайд 30ЛИТЕРАТУРА
1. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке.- Просвещение, 2000
2.
Муштавинская, И.В. Технология коаритического мышления; нучно-методическое осмысление // Методист. –
2002. - № 2
3. Хуртова, Т.В. Обучающие семинары,-Учитель,- Волгоград
Слайд 31DER WEG
Bestelladresse:
Der Weg
Andoverstrasse 77
47574 Goch
Deutschland
Internet: bestellung.derweg.org