Слайд 1Презентация по теме
«Требования к организации предметно-развивающей среды в условиях
реализации ФГОС ДО»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №87»
общеразвивающего вида
Слайд 2Развивающая предметно-пространственная среда (далее –РППС) – часть образовательной среды, представленная специально
организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем,
для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Слайд 3РППС должна быть содержательно-насыщенной:
Игрушки;
Материалы;
Оборудование (игровое, спортивное, оздоровительное).
Содержание РППС должно
соответствовать специфике реализуемой образовательной Программы! (смотрим какое наполнение РППС рекомендует
программа, а так же часть формируемая участниками образовательных отношений)
Слайд 4РППС должна быть трансформируемой (изменение в зависимости от образовательной ситуации,
от интересов, возможностей детей):
Слайд 6Трансформируемая (легко передвигающаяся ) мебель
Слайд 7РППС должна быть полифункциональной (составляющие РППС могут использоваться по разному
назначению (ширмы, модули, маты - жестко не закреплены, легко перемещаются);
предметы, в том числе природный материал используются как предметы- заместители)
Слайд 8Использование мягких модулей
Слайд 15РППС должна быть вариативной:
наличие разнообразных пространств для игры, конструирования, уединения
и пр.;
разнообразие материалов, игрушек обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическая сменяемость игрового
материала, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Слайд 16РППС должна быть доступной:
детям должны быть доступны все помещения,
где осуществляется образовательная деятельность;
Игрушки, материалы, пособия, обеспечивающие все виды активности
детей должны находиться в свободном доступе для детей;
Если группу посещает ребенок с ОВЗ в РППС должны быть условия и для него.
Слайд 17РППС должна быть безопасной:
Все элементы среды должны отвечать требованиям надежности
и безопасности (новое уличное оборудование идет с сертификатами, устанавливается в
соответствии с инструкцией).
Слайд 18 В соответствии с Образовательной программой пространство групп следует организовывать в
виде хорошо разграниченных зон «центры», «уголки» «площадки»), оснащенных большим количеством
развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Каждая образовательная область представлена определенными центрами развития (см. образовательную и рабочие программы).
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Слайд 19Проблемы при организации РППС:
– РППС создается педагогами исходя из личных
пристрастий, без учета возрастных и индивидуальных потребностей ребенка, полоролевого образа,
детской субкультуры, зоны ближайшего развития, эргономических подходов к её проектированию;
– отсутствует единая система сотворчества ребенка и педагога по организации и преобразованию среды: совместные обсуждения, проектирование, оснащение базисных компонентов среды продуктами детского творчества;
–содержание РППС ориентировано не на ребенка и его развитие, а на то, чтобы «занять» предметами свободное пространство помещения: простенки, полки, стеллажи;
– зачастую организация и расположение предметов не обеспечивают ребенку право на выбор предметов для реализации собственных интересов, потребностей, замыслов;
– в организации предметного содержания среды отмечается стабильность, консерватизм, отсутствуют предметы, реализующие потребность дошкольников в смене деятельности, развитии склонностей и предпочтений;
Слайд 20Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
провоцировать ребенка
на агрессивные действия;
вызывать у него проявление жестокости по отношению к
персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые);
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
Слайд 21Вывод: независимо от реализуемой программы, создание развивающей предметно-пространственной среды является
обязательным и требует от управленцев и педагогов высокого уровня профессиональной
компетентности в его планировании и организации.