Слайд 1Работа по УМК
В.В.Бабайцевой
Русский язык
Материалы подготовила
учитель русского языка и
литературы
МБОУ «Первомайская сош»
р.п.Первомайский Тамбовской области
Халяпина Л.Н.
Слайд 2УМК
Учебный комплекс «Русский
язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь»
(В.В.
Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Ю. Купаловой,
Е.И. Никитиной и др.) представляет собой единый учебник
в 3 частях и в совокупности служит решению основных
задач обучения русскому языку в школе - формированию
языковедческой, языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций учащихся.
Слайд 3Учебник
«Русский язык. Теория»
Излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в
5-9 классах.
Реализуется линейный принцип подачи материала.
Для обеспечения осознанного восприятия устройства языковой системы и формирования практических умений и навыков он представляется более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке.
Слайд 4Учебник
«Русский язык. Теория»
Данный тип учебника выполняет как учебную,
так и справочную функцию. Он способствует формированию познавательной самостоятельности учащихся,
умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения. К данному учебнику можно обращаться на протяжении всех лет обучения не только при рассмотрении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачётным работам, к экзаменам.
Слайд 5 Методическим аппаратом учебника «Русский язык. Теория»
предусмотрена дифференциация материала:
различными графическими средствами выделены определения
понятий, подлежащие не только осмыслению, но и запоминанию;
формулировки правил, которые учащиеся должны твердо знать;
термины и ключевые для данной темы слова, словосочетания, обороты;
правила, которые надо запомнить.
Слайд 7Работа с учебником «Русский язык. Теория» на уроке
сообщение учителя по материалам, изложенным в учебнике;
самостоятельное чтение учащимися статьи учебника;
знакомство с содержанием статьи перед началом практической работы, или в ходе выполнения задач и упражнений, или в заключение практических занятий;
полное ознакомление со статьей учебника, частичное или выборочное;
составление плана статьи, нахождение ее частей в соответствии с пунктами плана, пересказ по плану или отдельным его пунктам;
работа над построением определений и правил, тренировка в их осмысленном воспроизведении;
анализ примеров, данных в учебнике, и подбор собственных примеров к тому или иному положению статьи;
сопоставление (по заранее подготовленным вопросам) содержания двух или нескольких параграфов, или определений, или правил и т.д.
Важно, чтобы при этом не терялись из виду практические цели изучения предмета, в том числе и теоретических сведений о языке.
Слайд 8Сведения об учёных-лингвистах
Внимание к видным отечественным учёным,
трудом и талантом которых создана наука о национальном достоянии народа
- русском языке (в учебнике приведены краткие сведения об учёных-лингвистах, даны их портреты).
Слайд 9«Русский язык. Практика»
«Русский язык. Практика» (для каждого класса) реализует деятельностный
подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими
знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.
Слайд 10«Русский язык. Практика»
Характер учебной деятельности учащихся определяется прежде всего заданиями,
которые предусматривают
работу над понятиями и правилами,
над способами оперирования
ими,
над умениями опознавать,
анализировать,
характеризовать определенные явления языка,
видеть особенности их употребления в речи,
самостоятельно отбирать, конструировать языковой материал в соответствии с изучаемой темой,
правильно - соблюдая нормы литературного языка - и целесообразно, уместно - учитывая обстоятельства речи - использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.
Слайд 11«Русский язык. Практика»
Практическая работа над умениями и навыками правописания строится
с опорой на такие обобщающие понятия, как орфограмма и пунктограмма,
их опознавательные признаки, условия появления орфограммы в слове и пунктограммы в предложении;
типы орфограмм, основной принцип русской орфографии;
функции знаков препинания, синтаксическая основа правил пунктуации.
Слайд 12«Русский язык. Практика»
В «Практике» используются различные графические средства обучения (условные
строчные, надстрочные и подстрочные знаки для обозначения орфограммы, её опознавательного(ых)
признака(ов) и условий выбора написания, норм произношения и написания слов, морфемного членения слова, интонации предложения, связи слов в словосочетании и предложении и др.; условно-графическое отражение ориентировочной основы правил; таблицы, позволяющие учесть, сопоставить, системно отразить те или иные признаки изучаемого явления и др.)
Слайд 13Условные обозначения в сборнике задач и упражнений «Русский язык. Практика»
3 компонент УМК обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Слайд 15«Русская речь»
Теоретическую
основу составляет система речеведческих понятий. Задачи и упражнения охватывают все
виды речевой деятельности:
восприятие речи (слушание и чтение),
воспроизведение речи (устный пересказ и письменное изложение),
порождение речи (говорение и создание текстов в письменной форме).
Слайд 16«Русская речь»
Учащиеся получают теоретические сведения, на основе которых можно
строить осмысленную работу над умениями общения в разных речевых ситуациях.
Речь
– деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр.. Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи.
(М. Р. Львов. Словарь-справочник по преподаванию методики русского языка)
Слайд 17УМК по русскому языку
под редакцией В.В.Бабайцевой
Все компоненты учебного комплекса
тесно связаны между собой и в совокупности служат решению задач
обучения русскому языку в школе.
Учебный комплекс оснащён
«Методическими рекомендациями к учебному комплексу по русскому языку»,
«Поурочным планированием»,
пособиями «Уроки развития речи»,
«Дидактическими материалами по русскому языку» для каждого класса,
«Тетрадью для самостоятельной работы учащихся по русскому языку» (выпуск серии начат в 2004 году).
Слайд 18Информационные источники
http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.30.
Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9
классов /Авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева и др. //
Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост.Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010.