Слайд 1Трудности в адаптации школьников 5 классов
Учитель математики
Баландина
Ирина Сергееевна
Саратов
2010
Слайд 2Неполнота данных
о выпускниках
начальной школы
Немотивиро-
ванность
учителей на изучение
данных о
выпускниках
начальной школы
Недостаточное
изуче
ние данных о выпуск
никах начальной шко
лы, их возможностях
и реальных
учебных
результатах
Несоответствие
оценок
реальным
результатам
обучения
Слайд 3Рассогласованность
в содержании
учебных
курсов начальной
и средней школы
Непонимание учащимися учебного мате
риала вследствие
его вступления в противо
речие с ранее изученным в начальной школе
Слайд 4Рассогласованность
в нормах
выставления
оценок с начальной
школой или их отсутст
вие
в средней школе
Демотивированностъ учебной
деятельности учащихся
Слайд 5Рассогласованность
в сложности
содержания
образовательных
программ
Неподготовленность к восприятию ус
ложненного содержания учебных курсов
в
5 классе
Слайд 71.Учебно-организационные умения:
работать по алгоритму;
самостоятельно составлять алгоритм;
владеть методами самоконтроля;
уметь оценить ответ
одноклассника.
Слайд 82.Учебно-информационные умения:
владеть техникой чтения в соответствии с возрастом;
уметь работать с
учебником;
уметь работать с дополнительной литературой; справочниками, словарем, энциклопедиями, научно-публицистической литературой.
Слайд 9З.Учебно-коммуникативные умения:
владеть в соответствии с возрастом устной монологической речью;
вести диалог;
излагать
логически мысли;
владеть в соответствии с возрастом письменной монологической речью:
списывать текст;
записывать
под диктовку;
писать изложения;
писать сочинения разных жанров;
писать рецензию;
писать статью.
Слайд 104.Учебно-интеллсктуальные умения:
анализировать;
сравнивать;
классифицировать;
обобщать;
абстрагировать;
синтезировать;
выделять главную мысль;
отвечать на вопросы;
самостоятельно ставить вопросы;
выполнять творческие задания;
уметь
переносить (использовать) приобретенные знания
в нестандартной (новой) учебной ситуации.
Слайд 11Возрастные особенности младших подростков:
потребность в достойном положении в коллективе
сверстников, в семье;
повышенная утомляемость;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как
в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
Слайд 12Возрастные особенности младших подростков:
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
отсутствие
авторитета возраста;
отвращение к необоснованным запретам;
восприимчивость к промахам учителей;
переоценка своих возможностей,
реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
Слайд 13Возрастные особенности младших подростков:
отсутствие адаптации к неудачам;
отсутствие адаптации к
положению “худшего”;
тенденция предаваться мечтаниям;
боязнь осквернения мечты;
ярко выраженная эмоциональность;
требовательность к
соответствию слова делу;
повышенный интерес к спорту;
увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Слайд 14Рекомендации учителю начальных классов по организации преемственности в обучении
Обогащать речь
учащихся, усложняя ее к 4 классу.
Постоянно работать над техникой чтения
учащихся, расширять их лексический запас, в том числе за счет специальных терминов.
Работать над скоростью письма и каллиграфией.
Применять на уроках упражнения, задания для развития произвольного внимания, механической и оперативной памяти.
Разработать рекомендации родителям для тренировки памяти и внимания детей.
Повысить требовательность к формированию у детей прочных вычислительных навыков, знания таблицы умножения, компонентов всех арифметических действий и правил их нахождения.
Слайд 15Рекомендации учителю начальных классов по организации преемственности в обучении
Приучать детей
выполнять работу только в отведенное для этого время.
Искоренять неумеренную помощь
родителей в выполнении домашнего задания.
Добиваться от учащихся развернутых полных ответов, четкой грамотной речи.
Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты.
Приучать учащихся работать с энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной и дополнительной литературой.
При выставлении итоговых четвертных оценок делать упор прежде всего на письменные работы.
Слайд 16Рекомендации по подготовке учителя к работе в 5 классе
Изучение программы
начальных классов по предмету.
Ознакомление с возрастными особенностями учащихся,
изучение уровня работоспособности
младших школьников.
Изучение системы работы учителя начальных классов:
формы, методы организации учебной деятельности.
Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями учащихся.
Посещение последовательно 3-5 занятий в 4 классе.
Слайд 17Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и
среднего звеньев
Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям
среднего звена программу начальной школы.
Учителям начального звена 3-4 классов знать программу по предметам 5 класса, учителям-предметникам знать основные требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов.
Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах.
Слайд 18Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и
среднего звеньев
Учителям, выпустившим 4 классы, в I полугодии посещать уроки
учителей-предметников в 5 классе с целью внесения корректировки работы некоторых учеников.
Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.
Проводить последнее родительское собрание в 4 классе, совместное с будущим классным руководителем.