Слайд 1Урок
как пространство формирования
метапредметных умений
школьников
Слайд 2
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования
воспитание
умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных
задач
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции
Цели нового стандарта
образования
Слайд 3Метапредметность
– это особый тип интеграции учебного материала на
основе деятельностного подхода
Слайд 4Метапредметы
– это учебные предметы, в основе которых
лежит мыследеятельностный тип интеграции и принцип рефлексивного отношения к базисным
организованностям мышления - «знак», «знание». «проблема», «задача» и др.
Слайд 5 Метапредметы соединяют в себе:
идею предметности и одновременно
НАДпредметности,
идею рефлексивности по отношению к предметности
Слайд 6Фундаментальные образовательные понятия:
- Пространство и время; - Движение
- Пути познания;
- Мифы и парадоксы
- Изменение и развитие; -
Порядок и хаос
- Знание и незнание; - Рисунок и схема
Модель и способ; - Постановка проблемы
Постулаты и доказательства;
- Простое и сложное; - Общество и среда
Звук и цвет; - Позиция и роль
- Энергия и работа; - Понятие живого
(Учительская газета, 2009 г. Рубрика «Фундаментальные понятия»)
Слайд 7Метапредметные результаты
– это освоенные учащимися способы деятельности, применимые как
в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в
реальных жизненных ситуациях
умение учиться,
умение ориентироваться в явлениях действительности,
умение ориентироваться в мире ценностей,
готовность к профессиональному выбору,
освоение ключевых компетентностей
Слайд 8Метапредметные результаты можно представить как совокупность достижений учащихся в области
исследовательской, проектной и коммуникативной культуры
Слайд 9Элементами исследовательской культуры являются:
общеучебная культура,
культура работы с информацией,
культура проведения исследования
Слайд 10Элементами культуры проектной деятельности являются:
умения определить её смысл,
цели,
ресурсы, необходимые для выполнения поставленной цели,
умение планировать деятельность,
взаимодействовать с другими людьми и
анализировать результаты деятельности
Слайд 11Элементами коммуникативной культуры являются:
культура работы с вопросом (умение задавать
вопросы и отвечать на них)
культура устного изложения позиции
культура письменного сообщения
культура
ведения дискуссии
культура разрешения межличностных конфликтов
культура оценочных суждений
Слайд 12На метапредмете «Знание» формируется блок способностей работать с понятиями
Понятие -
это форма мысли, в которой отражаются существенные, отличительные признаки предметов
Слайд 13Необходимо научиться определять понятия, то есть формулировать их определения.
Дать определение
понятия — это значит раскрыть его содержание, установить значение термина,
отличить данный объект от всех других, похожих на него.
Слайд 14перевести иностранный термин на русский язык (фотосинтез – светообразование)
перечислить составные
части определяемого объекта (побег — это стебель с листьями и
почками)
объяснить, как образуется данный объект
Слайд 15 Определение понятий через род (ключевое слово) и видовые отличия (существенные
признаки)
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета
и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Слайд 16На метапредмете «Знак» у школьников формируется способность схематизации.
Они учатся:
кодировать
информацию,
выражать с помощью схем, знаков, символов то, что понимают,
то, что хотят сказать, то, что хотят сделать.
За разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.
Слайд 17 Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы,
которые носят характер
открытых, нерешенных проблем
Они осваивают техники
анализа,
умение организовывать и
вести диалог,
у них развиваются способности проблематизации,
целеполагания,
самоопределения и др.
Слайд 18Слово ПРОБЛЕМА происходит от греческого «probleта» - «задача».
В широком
смысле проблемой называют сложный, противоречивый вопрос, требующий изучения, разрешения
Слайд 19Формула решения любой проблемы
осознание проблемы
постановка цели
формулирование задач
выбор
стратегии
планирование
контроль выполнения планов
осознание результатов деятельности
Слайд 20При решении проблем и достижении целей мы используем различные ресурсы:
информационные
— знания: они могут быть в нашей голове или на
страницах книг, их можно получить из Интернета или во время общения с друзьями и специалистами;
материальные ресурсы - это все предметы, которые нам нужны для решения наших задач;
трудовые ресурсы - это труд людей, которых мы привлекаем к достижению своей цели: наших консультантов, помощников, экспертов
Слайд 21Стратегия «ИДЕАЛ» (каждая буква этого слова - шаг, который нужно
сделать, чтобы выйти из трудной ситуации)
Интересно, в чем проблема?
Давайте
найдем как можно больше способов решения проблемы!
Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как это осуществить на практике?
Слайд 22Стратегия «МОЗАИКА ПРОБЛЕМ» используется при коллективном анализе проблем
Выделяются разные аспекты
одной большой проблемы и записываются на отдельных участках большого листа
Лист
разрезается, кусочки раздаются по группам
На обратной стороне листа группа записывает свои идеи по решению этой части проблемы
Далее эти листы передаются по кругу и группы познакомившись с предыдущими записями, пишут свои дополнения и предложения
Затем из кусочков вновь собирается мозаика, и обсуждаются лучшие варианты решения проблемы
Слайд 23Стратегия «ФИШБОН» - «РЫБНАЯ КОСТЬ»
Сначала снизу записывается формулировка проблемы.
Затем выявляются
причины возникновения проблемы и подбираются аргументы, подтверждающие эти предположения. Причины
записываются слева, аргументы - справа.
Путем анализа связки «причины - аргументы» формулируется вывод, который записывается в верхней части рисунка.
Слайд 24На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач
и способах их решения.
У школьников формируются способности понимания и
схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Учащиеся осваивают техники перевода проблем в задачи, поиск и рефлексию средств их решения и т.д.
Слайд 25Элементами коммуникативной культуры являются: культура работы с вопросом (умение задавать
вопросы и отвечать на них).
«Умный вопрос — это уже добрая
половина знаний».
Слайд 26Какие бывают вопросы?
Самые простые - это ли - вопросы, в
которых нет даже вопросительного слова: Был ли А.С. Пушкин в
Вятке?
Вопрос как называется...? позволяет вспомнить название термина, поэтому в формулировке вопроса должны быть перечислены признаки того объекта, название которого вы хотите узнать.
.
Слайд 27Какие бывают вопросы?
Вопрос что такое...? требует в ответе точной формулировки
определения понятия.
Вопросы какой? какая? какие? позволяют перечислить признаки изучаемых
объектов.
Вопросы каким образом? как происходит? требуют от нас объяснения механизма действия или явления.
Слайд 28При проверке знаний выделяют три уровня сложности вопросов:
Первый уровень -
репродуктивный. С помощью вопросов и заданий этого уровня ученик воспроизводит
(повторяет без изменений) уже знакомый материал.
Вопросы:
Перечислите-Расскажите о... -Покажите... -Зарисуйте...
ЧТО такое... •КТО написал...
ГДЕ находится... •КАК называется...
Когда произошла...
Слайд 29Второй уровень - конструктивный - предполагает применение знаний в знакомой
ситуации.
При выполнении заданий второго уровня учащимся предстоит создавать новые
конструкции из имеющихся у них знаний. При этом они будут сравнивать, выделять главное, объяснять...
Вопросы: *Какова причина…
*что объединяет...
*чем похожи...
*чем различаются...
*Перечислите и объясните...
*Найдите факты, подтверждающие...
*Отберите существенные признаки...
*Составьте план (конспект, схему, график...)
*Заполните таблицу...
*Пользуясь планом, опишите...
Слайд 30Третий уровень - творческий.
Это проблемные, развивающие вопросы и задания,
требующие размышления, установления причинно-следственных связей, выдвижения гипотез, доказательства и опровержения.
При этом учащимся придётся показать свободное владение знаниями в новых, незнакомых ситуациях, проявить творчество, умение нестандартно мыслить.
Слайд 31Вопросы и задания третьего уровня:
Почему... Докажите или опровергните утверждение...
Обобщите, сделайте
вывод...
выдвиньте гипотезу, предложите вариант её проверки...
дайте сравнительную характеристику ...
Сконструируйте...
Предложите свой
вариант...
Выявите закономерность...
Напишите сочинение (рецензию, отзыв...)
Слайд 32 Познакомив учащихся с этим, учитель дает текст учебного материала по
предмету и просит составить разные типы вопросов к данному тексту.
Слайд 33Метапредметные технологии –
это педагогические способы работы с мышлением, действием,
рефлексией, пониманием, коммуникацией учащихся, которые используются при преподавании метапредметов и
предметов традиционного цикла
Слайд 34Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов, преобразует сами
учебные предметы и педагогический стиль, позволяет демонстрировать учащимся процессы становления
научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодёжи
Слайд 35Творческих
успехов вам,
дорогие коллеги!
Гостюхина
Светлана Николаевна
учитель географии
МКОУ СОШ с УИОП
г. Кирс
Кировской области
высшая категория
http:svegos@list.ru