Слайд 1
Если человек не знает куда идти, для него нет попутного
ветра.
Целеполагание
урока
Слайд 2Притча по случаю
Прознал как-то один человек, что в соседнем селе
живет самый меткий стрелок, и решил встретится с этим удивительным
человеком. Собрался он в путь и в скором времени достиг опушки леса, около которой и было соседнее поселение. Видит, стоит стрелок, в руках у него мощный тисовый лук, в колчане ровные стрелы с ярким оперением. Стрелок тщательно прицелился и выпустил стрелу. И попала стрела точно в центр мишени. А потом стрелок выпустил вторую стрелу, и та вошла ровно в центр мишени, расщепив первую. Восхитился человек мастерством стрелка и решил узнать секреты его мастерства. Спрашивает того, на что ты смотришь, когда целишься - на кончик стрелы? Нет, был ответ. Тогда, может быть, на кончик лука? Нет. Или на деревья, чтобы увидеть куда дует ветер? Тоже нет, я смотрю только на чель, я вижу только цель. А как можно промахнуться, если ничего кроме цели не существует? Восхитился человек опытом стрелка и сказал, что он - самый великий стрелок в мире. На что стрелок ответил, что в соседней деревне живет девочка, которая превзошла его в искусстве стрельбы из лука.
Удивился мужчина и реши поговорить с этой девочкой. Идет он и видит: на дереве мишень, а точно в центре стоит стрела, на доме мишень - и опять стрела точно в центре, на земле мишени и в ней точно в центре стрела! А на земле рядом с домом сидит девочка и рядом с ней лук. Обратился к ней человек, не она ли самая опытная лучница? Девочка согласилась. "В чем же секрет твоего мастерства?" - поинтересовался человек. "Я просто стреляю, а потом рисую вокруг стрелы мишень" - был ответ.
Слайд 3Коллеги, как часто мы ведем себя подобно нашим стрелкам.
Мы ведем
занятия бесцельно, а потом удачи детей приписываем своему мастерству, а
неудачи - тому, что дети недоучили.
Или стремимся достичь цели, часто не замечая ничего вокруг.
А как же все-таки стать мастером своего дела в вопросах целеполагания?
Слайд 4Иерархия целей и задач
В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются
в тактические, которые, сохраняя свою направленность на итоговый результат образования,
приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач.
Слайд 5Оперативные задачи
текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый
момент его практической деятельности.
Слайд 6Модель выпускника -
исходная теоретическая разработка, концепция, многие положения и идеи
которой необходимо осуществлять на практике, опираясь на накопленный опыт.
Модель выпускника
понимается как программа развития и совершенствования учащегося с первого курса до выпуска.
Модель выпускника рассматривается не только как идеальная цель образования, но и как его содержание.
Слайд 8Целеполагание на уроке
В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:
1)
предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ
желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.
Слайд 9В педагогике целеполагание
- это процесс выявления целей и задач субъектов
деятельности (учителя и учащегося), их предъявления друг другу, согласования и
достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Слайд 10Целеполагание - это, по определению Ю. А. Конаржевского, «процесс формулирования
цели, процесс ее развертывания».
Целеполагание как логико-конструктивная операция представляет собой следующий
алгоритм:
- анализ обстановки (учебной ситуации);
- учет соответствующих нормативных документов;
- установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению;
- выяснение имеющихся для этого ресурсов;
- выбор тех из них, которые наиболее эффективны и технологичны;
- формулировка цели.
Слайд 11В чем суть проблемы?
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают
моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем
занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все учащиеся были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а зачем все это было? Какие приращения сделаны?
Слайд 12Формальный подход при постановке цели.
Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей
приводит к непониманию целей учителем и учениками.
Слайд 13Завышение цели.
По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные.
Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно
достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе «Об образовании» и др. документах. Они диктуются требованиями общества, государства.
Часто преподаватели ставят глобальные цели. Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.
Слайд 14Постановка собственной цели учителя.
Учащиеся цель не ставят, поэтому им может
быть на уроке неинтересно.
Слайд 15Типичные ошибки целеполагания:
- подмена цели содержанием ("познакомить учащихся с ...")
-
подмена цели процесом деятельности ("учащиеся выполняют работу...", "учащиеся пишут...", "учащиеся
решают задачи по теме...")
Слайд 16Цели должны быть:
Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и
возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и
количественные.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Описывающие желаемый результат.
Реальные.
Побудительные (побуждать к действию).
Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
Слайд 17Обучающие цели
четкое определение объема и уровней знаний, уровня формирования умений
и навыков (специальных и общеучебных), ликвидация конкретных пробелов в знаниях,
умениях, навыках.
урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками
Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
«выбрать»,
«назвать»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«написать»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизировать»...
Слайд 18
Обучающий аспект цели.
Это основной и определяющий ее аспект. Он
складывается из выполнения следующих требований:
Слайд 19Обучающий аспект цели.
Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать
знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны
делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
Слайд 20Обучающий аспект цели.
Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями:
полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
Формировать
навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
Слайд 21Рекомендации
Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы
на уроке.
Образовательные цели урока не рекомендуется ставить в общем
виде: усвоить такое-то правило, закон и т.д. Можно ли за один урок добиться того, чтобы учащиеся восприняли, осмыслили новый материал и научились его применять на практике в нестандартных ситуациях, обобщив и систематизировав его? Думается, что удается это не многим. Цель урока должна носить конкретный характер, т.е., какие изменения в знаниях учащегося должны произойти именно за этот урок. Предметные, образовательные цели предполагают определение того, что должно «прибавиться» в знаниях и специальных умениях учащихся. Целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимися предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого
Слайд 22Важно!
При планировании обучающей цели формулировать ее через ожидаемый результат учащихся
Слайд 23 Воспитание - формирование основных мировоззренческих идей и качеств личности.
Воспитывающие
цели
способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию
идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Слайд 24Воспитательная работа должна планироваться
самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна
быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке
воспитательной цели:
вызвать интерес,
пробудить любознательность,
пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение…
прививать, укреплять... навыки;
Слайд 25Воспитывающий аспект цели (направления воспитательной работы по Н.Е. Щурковой):
Я
– концепция: требовательность к себе, гордость и скромность, чувство собственного
достоинства, дисциплинированность, ответственность, добросовестность и т.д.
Я – другие люди: гуманность, товарищество, доброта, деликатность и вежливость, терпимость, взаимовыручка и т.д.
Я – общество: чувство долга, ответственность, трудолюбие, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехами и т.д.
Я – труд: ответственное выполнение заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие и т.д.
Я – Родина: чувство гордости за успехи, озабоченность ее трудностями и т.д.
Слайд 26Важно!
Кредо обучающей деятельности преподавателя - воспитывающее обучение
Слайд 27Развитие -
способность овладеть основными способами мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ,
синтез, обобщение, систематизация и т.д.); развитие познавательного интереса; развитие памяти,
речи, самостоятельности.
Слайд 28Развивающие цели
содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций;
развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной
культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
Например:
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать мелкую моторику рук,
развивать умение ориентироваться на местности.
Слайд 29Развивающий аспект цели урока.
Развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс
его обучения и воспитания, самостоятельность развития очень относительна и оно
осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения.
Развивающий аспект целей урока складывается из нескольких блоков.
Слайд 301. Развитие речи:
· Обогащение и усложнение словарного запаса;
· Усложнение смысловой
функции речи (новые знания приносят новые аспекты понимания);
· Усиление коммуникативных
свойств речи (экспрессивность, выразительность и т.д.);
· Овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка;
Слайд 312. Развитие мышления:
· Учить анализировать;
· Учить выделять главное;
· Учить сравнивать;
·
Учить строить аналогии;
· Учить обобщать и систематизировать;
· Учить доказывать и
опровергать;
· Учить объяснять и определять понятия;
· Учить ставить и решать проблемы.
Слайд 323. Развитие сенсорной сферы:
· · Развитие ориентировки в пространстве и
во времени;
· Развитие точности и тонкости различения цвета, света и
тени, формы, звуков, оттенков речи и т.д.
Слайд 33Важно!
Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для
нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы, ведь
развитие учащегося всегда медленнее, чем его обучение
Слайд 34В цели
необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
Лишь в том случае,
когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как
лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Слайд 35Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель,
его необходимо столкнуть с
ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей.
В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Слайд 36Цели должны быть
достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими,
то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения.
Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.
Слайд 37Даже самая совершенная система целей обучения
мало поможет практике, если учитель
не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей
через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Слайд 38Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика)
является одним из
критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и
принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.
Слайд 39 Цель необходимо записать на доске, показать на слайде, обсудить, совместно
сформулировать (иногда мы просто формально ее проговариваем)
Затем она обсуждается,
при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце занятия необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Слайд 40Правильна ли цель? Чтобы оценить ее нужно:
- определить краткость, четкость
и простоту формулировки цели;
- определить, заложен ли в формулировке конечный
результат, т. е. диагностична ли цель;
-определить, чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т. д.;
- какова связь цели с темой урока, т. е. перспективна ли цель;
- определить степень осознанности учителем цели;
- выяснить реальность достижения цели;
- определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;
- определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.
Слайд 41Итак, коллеги! Успехов вам в целеполагании и попутного ветра!
Предлагаю всем-всем
желающим заполнить таблицу, расположенную ниже, своими примерами целей к урокам.
Молодые коллеги - для вас это возможность проверить правильность своего курса в освоении методики целеполагания, более опытные педагоги - для вас это возможность дать подсказки своим коллегами, которые только встали на путь профессионального совершенствования!
Слайд 43Как формулировать цели уроков разных типов?
Для подсказки
Слайд 45Источники информации
1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
2. Подходы
к целеполаганию на уроке информатики. http2. Подходы к целеполаганию на
уроке информатики. http://2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.ru.
3.Формирование навыка целеполагания. http3.Формирование навыка целеполагания. http://3.Формирование навыка целеполагания. http://www3.Формирование навыка целеполагания. http://www.3.Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy3.Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.3.Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.
4.Каким должен быть современный урок. http4.Каким должен быть современный урок. http://4.Каким должен быть современный урок. http://www4.Каким должен быть современный урок. http://www.4.Каким должен быть современный урок. http://www.it4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.15.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.ru.
6.Целеполагание при проектировании урока. http6.Целеполагание при проектировании урока. http://6.Целеполагание при проектировании урока. http://nmc6.Целеполагание при проектировании урока. http://nmc,6.Целеполагание при проектировании урока. http://nmc,nevarono6.Целеполагание при проектировании урока. http://nmc,nevarono.6.Целеполагание при проектировании урока. http://nmc,nevarono.ru.
7. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: ОЦ "Педагогический поиск", 2000.
8. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: ОЦ "Педагогический поиск", 2001.
Слайд 46Благодарю за внимание.
Желаю Вам и учащимся правильных целей и их
достижения!
Подготовила Ишанкулова Р.М.,
зам. директора по учебной работе Карагандинского
колледжа актуального образования «Болашак»
.