Слайд 1Уровни освоения инноваций в педагогической деятельности
Слайд 2 Нововведения, или инновации, характерны для
любой профессиональной
деятельности человека и
поэтому естественно становятся предметом изучения,
анализа и
внедрения. Инновации сами по себе не
возникают, они являются результатом
научных поисков, передового
педагогического опыта отдельных
учителей и целых коллективов. Этот
процесс не может быть стихийным,
он нуждается в управлении.
Слайд 3 Уровни сформированности инновационной деятельности преподавателя
Творческая восприимчивость
Творческая активность
Методологическая и технологическая готовность к введению новшеств
Слайд 4Творческая восприимчивость
Творческая восприимчивость к педагогическим инновациям связана с открытостью внутреннего
мира преподавателя культуре, обществу, проницаемостью для иного опыта, готовностью к
изменениям, критичностью мышления, способностью преодолевать стереотипы в профессиональной деятельности.
Слайд 5Творческая активность
Творческая активность личности преподавателя-новатора проявляется в степени интеллектуальной инициативы
(термин Н.Б.Богоявленской), в проявлении педагогической интуиции и импровизации, возрастающей динамике
творческой активности. Для измерения данного критерия использовались методы самооценки, наблюдения, решения педагогических ситуаций в условиях специально организованного обучения (тренинги личностного роста, организационнодеятельностные игры, творческие семинары и др.).
Слайд 6Методологическая и технологическая готовность к введению новшеств предполагает владение методологией
педагогического поиска, технологией принятия решения, умением осуществлять выбор инновационной проблемы
и темы исследования, составлять развернутую программу экспериментальной работы в образовательном учреждении, владение методикой составления авторской программы и учебного плана, разнообразными способами введения новшеств в педагогический процесс, диагностикой отслеживания результатов экспериментальной работы, владение методами педагогических исследований.
Методологическая и технологическая готовность
Слайд 7Культура общения в контексте инновационной деятельности связана с искусством ведения
спора, разрешения конфликтных ситуаций, умением терпимо относиться к инакомыслию, преодолением
психологических барьеров в процессе коллективной дискуссии, поиском компромиссных вариантов решения инновационных проблем, владением эвристическими методами генерирования новых идей и решения творческих задач.
Культура общения
Слайд 8сформированность педагогической рефлексии,
проблемно-поисковый характер деятельности,
гибкость и вариативность мышления,
самостоятельность в принятии решений,
стремление к профессиональному самосовершенствованию.
Степень развития педагогического мышления как критерий сформированности инновационной деятельности содержит в себе следующие показатели:
Слайд 10Адаптивный уровень
Адаптивный уровень инновационной деятельности преподавателя характеризуется неустойчивым отношением к
инновациям. Отношение к новому индифферентное, система знаний и готовность к
их использованию в необходимых педагогических ситуациях отсутствует. Технологическая готовность связана с использованием своего опыта. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя строится по заранее отработанной схеме, алгоритму, творческая активность практически не проявляется, повышение квалификации осуществляется по необходимости через различные курсы. Новшество осваивается только под давлением социальной среды, как правило, на этом уровне происходит отказ от использования новаций в собственной практике.
Слайд 11Репродуктивный уровень
Репродуктивный уровень отличается более устойчивым отношением к педагогическим новшествам,
проявляется стремление к установлению контактов с педагогами-новаторами, отмечается более высокий
индекс удовлетворенностью педагогической деятельностью. Творческая активность по-прежнему проявляется в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами поиска новых решений в стандартных условиях. Формируется положительная направленность потребностей, интересов к изучению альтернативных подходов к обучению и воспитанию учащихся; мышление характеризуется копированием готовых методических разработок с небольшими изменениями в использовании приемов работы. Преподавателями осознается необходимость самосовершенствования.
Слайд 12Эвристический уровень
Эвристический уровень проявления инновационной деятельности характеризуется в общем виде
большей целенаправленностью, устойчивостью, осознанностью путей и способов введения новшеств. Заметные
изменения происходят в структуре технологического компонента, свидетельствующие о становлении личности педагога как субъекта альтернативной концепции, технологии или содержания образования. Имея достаточно надежную технологию, преподаватель продолжает искать и открывать новые способы педагогических решений. В структуре педагогического мышления важное место занимает рефлексия, эмпатия, обеспечивающие успешность внедрения инноваций, уменьшение риска и отторжения новшества педагогическим сообществом. Педагоги этого уровня всегда открыты новому, извлекают новую информацию из общения с другими группами.
Слайд 13Креативный уровень
Креативный уровень отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, обладает
высокой чувствительностью к проблемам, творческой активностью. Положительная эмоциональная направленность деятельности
стимулирует переход к устойчиво преобразующей, активно-созидательной и самосозидательной работе. Технологическая готовность преподавателей приобретает целостный, методологический характер, особое место в ее структуре приобретают аналитико-рефлексивные умения.
Слайд 14Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество
профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня
педагогического мастерства.