Слайд 1
«ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Слайд 2
Объект исследования: эмоционально-ценностное отношение к здоровью у детей старшего дошкольного
возраста.
Предмет исследования: процесс воспитания эмоционально-ценностного отношения к здоровью у детей
старшего дошкольного возраста.
Цель: разработать и обосновать содержание и организацию деятельности ДОУ по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 3
Гипотеза исследования: воспитание эмоционально-ценностного отношения к здоровью у детей может
протекать успешно, если:
эмоционально-ценностное отношение к здоровью рассматривается как важнейший компонент
образовательного процесса, обеспечивающий самопознание, самореализацию и саморазвитие ребенка, с учетом дифференциации и индивидуализации содержания, форм и методов работы;
осуществляется целенаправленное и творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Слайд 4
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
определить содержание понятия
"эмоционально-ценностное отношение к здоровью" и его структурные компоненты;
выявить критерии и
уровни проявления эмоционально-ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста;
определить эффективные методы воспитания эмоционально-ценностного отношения к здоровью дошкольников в условиях ДОУ.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
педагогические наблюдения, беседа, анкетирование;
изучение педагогической документации;
педагогический эксперимент.
Слайд 5
Основные направлений воспитания культуры здорового образа жизни:
формирование знаний и
интеллектуальных способностей;
мотивационно-ценностных ориентаций;
физической культуры;
социально-духовных ценностей;
приобщение к оздоровительной
деятельности.
целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами
объективной действительности. Отношение характеризует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди.
Ценности - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества.
Словарь современных понятий и терминов
Ценностные ориентации – «система установок человека, его убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении» и «способ дифференциации человеком объектов по их значимости»
Г.М.Коджаспирова и А.Ю.Коджаспиров
Эмоция – особая субъективная форма существования и развития потребностей .
С.Л.Рубинштейн.
Слайд 7
«Ребенок живет эмоциями, руководствуясь ими при выборе
способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют умственную
деятельность, делают окружающий мир многогранным, прекрасным и значимым. Какие бы понятия не формировали у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно значимыми, стойкими, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удается войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней».
Л.С.Выготский
Слайд 8
Основные критерии проявления эмоционально-ценностного отношения к здоровью у детей старшего
дошкольного возраста:
сформированность начальных представлений о здоровье и способах его сохранения
и укрепления;
наличие стойких культурно-гигиенических навыков;
овладение основными видами движений;
проявление интереса к участию в совместных играх и физических упражнениях.
Слайд 10
Уровни проявления эмоционально-ценностного отношения к здоровью:
Пассивный (низкий) уровень характеризуется ограниченным
объемом знаний и представлений у детей о здоровье и здоровом
образе жизни, дети не осознают ценности здоровья; личная гигиена соблюдается только при контроле взрослых; привычка использования физических упражнений у них отсутствует не знают, как организовать деятельность, направленную на его укрепление и сохранение, не проявляют интереса к участию в совместных играх и физических упражнениях.
Ситуативный (средний) уровень проявления эмоционально-ценностного отношения к здоровью связан с определенным по объему запасом знаний и представлений у детей о здоровье, здоровом образе жизни, но дети этого уровня не имеют четкого представления о влиянии поведения, способов общения на здоровье, их поведение зависит от ситуации, в которой они находятся в данный момент, желания, настроения; культурно-гигиенические навыки не стойкие, двигательная активность недостаточно регулярная.
Позитивно-устойчивый (достаточный) уровень проявления эмоционально-ценностного отношения к здоровью отличается наличием осознанного детьми объема знаний и представлений о здоровье, здоровом образе жизни; культурно-гигиенические навыки детей данного уровня стойкие, двигательная активность регулярная, проявляют положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной деятельности, интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях; эмоциональная сфера достаточно развита, они умеют правильно общаться и предупреждать конфликты.
Слайд 11
Уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения к здоровью на констатирующем этапе эксперимента
Слайд 12Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
динамические паузы (комплексы физ. минуток, включающие
дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, психогимнастику, минутки тишины,
релаксацию и т.д.);
подвижные и спортивные игры.
Технологии обучения ЗОЖ:
утренняя гимнастика;
физкультурные занятия;
точечный массаж;
спортивные развлечения, праздники;
День здоровья.
Технологии музыкального воздействия:
музыкотерапия;
сказкотерапия.
Слайд 13
Эксперементальная работа строилась на принципах:
здоровьецентризма;
индивидуально-личностного подхода;
природосообразности;
доверия и поддержки;
использования личного
примера в воспитании;
эмоционального стимулирования;
содержательно-логического соответствия всех этапов;
интеграции образовательной области «Физическая
культура» с другими образовательными областями.
Слайд 14Основные положения работы с семьёй:
единство цели и задачи воспитания
здорового ребенка понятны не только воспитателям, но и родителям;
систематичность и
последовательность работы;
индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье;
учёт способностей ребенка и интересов семьи;
взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики;
укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
Слайд 15
Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые в работе с родителями:
информация для
родителей на стендах, папках-передвижках, буклетов
консультации, памятки, рекомендации и беседы
с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдения личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях;
выпуск валеологической газеты;
тренинги-практикумы по обучению родителей отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия ит.д.), обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж);
дни открытых дверей;
физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т.д.
Слайд 16Уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения к здоровью на контрольном этапе эксперимента
Слайд 17Основные положения воспитания эмоционально-ценностного отношения детей к здоровью :
здоровьесберегающая деятельности
всего коллектива ДОУ;
организация единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать
и детский сад и семья;
формирование позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями;
осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье;
создание атмосферы дружеских взаимоотношений между педагогом, детьми и родителями.