Слайд 1Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова
«Введение в школьную жизнь»
программа адаптации
детей к школе
Слайд 2Цель курса:
помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего
школьника»
Слайд 3«Введение в школьную жизнь» -
посвящение в новый возраст, в
новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.
«Введение...»
строится как обучение навыкам учебного сотрудничества
Слайд 4Качества «идеального ученика»:
(выбрать 2-3 позиции)
Внимание, способность к длительному (15-20 минут!)
сосредоточению.
Хорошая память.
Сообразительность.
Любознательность.
Развитое воображение.
Начальные навыки чтения, письма, счета.
Физическая ловкость, ручная умелость.
Волевые
качества (способность выполнять не только привлекательную работу)
Организованность, аккуратность.
Дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми.
Другое:………………
Слайд 5Задачи начальной школы:
(выбрать 2-3 позиции)
Сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное
благополучие каждого ребенка.
Обучить каждого ученика бегло читать, грамотно писать,
хорошо считать.
Дать ребенку максимально широкое образование, помочь сориентироваться в самых разных областях культуры и найти сферы своих собственных интересов.
Научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.
Развить интеллектуальные способности ребенка, его речь, мышление, память, внимание, воображение.
Помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность.
Воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах.
Снабдить ребенка навыками, необходимыми в повседневной жизни; вырастить его умельцем, способным браться за любое новое дело.
Другое: ………………………………………
Слайд 6Приоритетные ценности:
эмоциональное благополучие,
умение учиться,
навыки сотрудничества
Слайд 7Учебное сотрудничество со взрослым:
Учебное сотрудничество - договор о сотрудничестве и
взаимопомощи, в составлении которого участвуют и учитель, и дети.
Каждый раз,
предлагая новую норму учебных взаимоотношений, учитель предлагает детям ситуацию открытого выбора между правилосообразным (школьным) и «неправильным» (дошкольным) поведением и предоставляет каждому возможность попробовать, примерить к себе и то и другое.
НОРМА — это всегда разнообразие равнодостойных индивидуальных вариантов. Чтобы помочь ребенку «подогнать» общую школьную норму к его индивидуальности, нужен набор допустимых образцов в пределах данной нормы. Чтобы помочь ребенку выполнить норму, недостаточно ее сформулировать.
Необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения. В курсе такими средствами являются разнообразные знаки и жесты.
Все нормы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения ребенок-взрослый, но и отношения ребенок-ребенок. При этом нормосообразное поведение эффективнее складывается не в целом классе, а в малых детских группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки.
Слайд 8Характеристики
учебного сотрудничества
ребенка со взрослым:
оно несимметрично — ребенок не
имитирует взрослого;
оно предполагает познавательную инициативу ребенка, указывающего взрослому ближайшую учебную
цель их совместных усилий;
ученик обращается к учителю не с жалобой на свои трудности, а с конкретным запросом по поводу нового знания.
Слайд 9Группа совместно работающих детей
Чтобы детский спор был содержательным собеседники
должны уметь по крайней мере следующее:
формулировать свою точку зрения;
выяснять точки
зрения своих партнеров;
обнаруживать разницу точек зрения;
пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.
Слайд 10Школьник, умеющий учиться,
должен оценивать свои достижения следующим образом:
предельно дифференцированно,
точно различая области знания, полузнания и незнания и точно измеряя
степень своей умелости, недоученности, неумения;
возможно более оптимистично, видя в незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования.
Слайд 11Принципы приемов
обучения детей оцениванию:
Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с
самооценочного суждения ребенка.
Оценка не должна носить обобщающий характер.
Самооценка ребенка
должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика (образцы написания букв, правила сложения и т. п.).
Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение, и дело взрослого — знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства.
Слайд 12Содержание курса
День первый
Знакомство, режим дня школьника, схема класса.
День второй
Приветствие
детьми учителя и друг друга, введение знака «Хор», противопоставление его
знаку «Я», оценка.
День третий
Противопоставление индивидуальной формы работы и работы парами, реакция на реплику, введение знаков «+», «-», самооценка, критерии, оценка.
Слайд 13День четвертый
Отработка введенных ранее знаков: «+»,«-», «я», «Мы», «Хор», провоцирование
детей на разные мнения, диагностика и отработка разных критериев оценки.
День
пятый
Введение знака «Вопрос», ситуация недоопределенного правила, оценка, общая работа как сумма индивидуальных.
День шестой
Отработкой знаков «+», «-», «?», групповые задания с недоопределенными правилами, адресованность, понятность сообщения.
Слайд 14День седьмой
Адресованность действия при групповом взаимодействии, ловушка, развитие линии оценки:
противопоставление правильности и оригинальности.
День восьмой
Отработка знаков, введенных ранее, актуализация навыков
содержательного взаимодействия, которые отрабатывались ранее.
День девятый
Критерии оценки, точка зрения оценивающего.
День десятый
Праздник «Посвящение в ученики».