Слайд 1Борис Леонидович Пастернак
Размышления
о времени,
жизни,
любви…
М.И.Лопухова
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Хохловская СОШ»
Омская область
Слайд 2Отец – Л. О. Пастернак
Мать – Р.И. Кауфман
Слайд 3Б. Пастернак и В. Маяковский
Слайд 4* * *
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале
навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку за шесть гривен,
Чрез благовест,
чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
<1912, 1928>
Слайд 5В 8. Какие средства выразительности использованы поэтом в стихотворении «Февраль…»?:
1)
анафора
2) сравнение
3) ассонанс
4) назывное предложение
5) инфинитив
6) безличные предложения
7) эпитет
8) метафора
9)
аллитерация
10) литота
Слайд 6«…Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования ………… и …………
предложений ( предложения 1, 2 ). Быстрая смена ………….(предложения 1,
2) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные ………… «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и …………. «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. ………….. «грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит ( «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт ……………. (повторение громкого [р] и подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с]).
Слайд 7«…Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования назывного и безличных
предложений ( предложения 1, 2 ). Быстрая смена инфинитивов (предложения
1, 2) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и метафоры «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение «грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит ( «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт аллитерации (повторение громкого [р] и подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с])…»
Ответ: 4, 6, 5, 7, 8, 2, 9
Слайд 8В чём Б.Л. Пастернак видел предназначение поэзии?
«Образ мира, в слове
явленный», носит черты гармонии и совершенства, в которую включен лирический
герой Пастернака, переполненный счастьем бытия, и поэзия есть высшее выражение этой гармонии…