Слайд 1Повышение функциональной грамотности учащихся через организацию проблемных ситуаций на уроках
русского языка
Бейсекина Тлектес Кажановна
учитель русского языка и литературы
высшей категории.
Максима Горьковской
СОШ
Слайд 2УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА
Мир для ребенка – это его «языковая картина мира», и
если в первые годы жизни он воспитывался в деформированной языковой среде, школа столкнется с неимоверно трудной дорогой к его подсознанию при формировании грамотности. Но беда в том, что причиной безграмотности иногда становится и школа, курс русского языка, преподаваемый в ней как набор ( не система!) взаимоисключающих правил.
Слайд 3Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании
изучаемого материала, в методах организации учебно- познавательной деятельности учащихся и
управлении ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами и методами и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам.
Слайд 5Актуальность темы:
Задачей наших школ
является формирование гармонически развитой личности.
Важнейший
показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение является проблемным.
Слайд 6Цель
Усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и
самого пути процесса этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и
развития его творческих способностей.
Слайд 7Проблемное учение-
это учебно-познавательная деятельность учащихся по
усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в
условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решением посредством выдвижения предположений, гипотез, их обоснования и доказательства.
Слайд 8Проблемная ситуация
– это интеллектуальное затруднение человека возникающее
в случае, когда он не знает когда объяснить возникшее явление,
факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.
Проблемная ситуации есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.
Слайд 9Принципы проблемного обучения:
личностно-рефлексивный подход, который реализуется через выбор заданий, способствующих
оптимальному развитию каждого ученика;
субъектный подход, который реализуется через создание ситуаций,
в которых каждый участник оказывается в субъектной позиции: ему необходимо самостоятельно ставить цели, осуществлять деятельность, анализировать и оценивать ее результаты;
принцип импровизации, который реализуется через включение в деятельность этапов «свободного поиска вариантов».
Слайд 10Проблемные ситуации при объяснении нового материала:
Вывод: на первый план в
них выдвигается действие, деятель же не назван, но форма глагола
указывает, что его производит сам говорящий: я люблю, мы выйдем.
Сфера их использования обширна ( разговорная речь, публицистика, научный и официально – деловой стили речи).
Слайд 11Проблемные ситуации при повторении изученного.
. Игра «Эстафета» для двух команд.
Учащиеся ( один за другим) из каждой команды выходят к
доске и записывают по одному орфографически трудному слову ( на память). Побеждает та команда, которая не сделает ни одной ошибки.
Проблемно-поисковое задание: определить, какие орфограммы нашли отражение в записанных на доске словах ( сначала анализируются слова, записанные 1-й командой, потом 2-й).
Делается вывод о знаниях учащихся по изученным словам.
Слайд 12Проблемные задания в словарной работе.
Записать на доске
и в тетрадях слова с удвоенными согласными (даны в упражнении):
Аккомпанемент, аккомпанировать, коллектив, коллективный, колосс, колоссальный, комментарий, комментатор, пассивный, пессимист, прогресс, прогрессивный, эффект.
Ответить, почему не записали слова, имеющиеся на этой странице: гуманный, мировоззрение, нравственный.
Объяснить устно значение слова колосс. Сделать его фонетический разбор.
Слайд 13Проблемные ситуации при закреплении изученного материала.
Коллективные задания.
- Докажите, что
двоеточие в предложениях относятся к трем разным правилам.
I. 1. Луны
не было видно: она в ту пору поздно всходила. 2. Герасим ничего не слыхал: ни быстрого визга падающей Му-му, ни тяжкого всплеска воды.3. Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (И. Тургенев)
II. 1. Я поднял голову: перед огнем, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. 2. Ничто не шевелилось: ни одна трава внизу, ни один лист на верхней ветке. 3. Вдруг говорят мне: «Человек вас спрашивает». Я говорю: «Что ему надобно?»
Слайд 14Интонационно – смысловой анализ текста.
- Докажите, почему поставлены запятая и точка с запятой.
Определите тип речи.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветви берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. ( И. Тургенев).
Вывод:
Текст по содержанию и интонации делится на две части. В 1-й части ( до слов Вот и лес) быстрая смена приятных впечатлений обозначается перечислительной интонацией с небольшими паузами между простыми предложениями ( в составе БСП), следующими почти одновременно, и с постепенно повышающимся голосом перед каждой паузой. Ставятся запятые.
Во 2-й части текста дается изображение лесной тишины и спокойствия, поэтому темп речи замедляется, паузы между простыми предложениями ( в составе БСП) становятся более продолжительными, голос перед паузами понижается почти до точки. Ставится точка с запятой.
Слайд 15Проблемные задания при обобщении изученного.
Самостоятельная работа.
(на правописание
приставок) с последующей проверкой, выводами и приведениями примеров ( из
упражнения и своих).
Докажите, прав ли К. Чуковский, сказав: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставки таится разнообразие смысла».
Слайд 16 Расскажите, почему изменяется словарный состав языка и заимствуются
слова из других языков. Найдите устаревшие слова, неологизмы и заимствованные
слова и объясните причины их употребления.
Устно решить поисковую задачу.
Глагол горят – 2-го спряжения, хотя его инфинитив гореть в исключении 7 глаголов на – еть не входит. ( Ответ: в окончании слова горят гласный под ударением, а правило относится лишь к безударным гласным).
Слайд 17Проблемные ситуации в домашнем задании.
1. Составьте текст проблемной статьи на
одну из тем: «Почему надо быть вежливым?», «Что такое дружба?»,
«Почему надо быть гуманным?»
2. Самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение терминов по темам (см.приложение №2)
3. Уточнение определений школьного учебника. Например, ученики дополняют определение имени существительного как части речи: «В предложении имена существительные являются подлежащими ( в форме И.п.), дополнениями ( в форме косв. падежей), обстоятельствами ( в форме косв. падежей, если отвечают на вопросы где? куда? зачем? как? и др.).
4. Разработка наглядных пособий. Например: внимательно прочитайте материал учебника, постройте таблицу по ключевым словам текста.
Слайд 185. Разработка кроссвордов, обеспечивающих подготовку к изучению нового материала, а
также повторение основных лингвистических терминов.
Например: Правильно решенный кроссворд позволит
узнать новую тему, к изучению которой мы приступим в ближайшее время. Вспомните, что вам известно об этой части речи, придумайте примеры. Самостоятельная или служебная, изменяемая или неизменяемая часть речи, член предложения.
6. Задания, направленные на развитие орфографической и пунктуационной зоркости – анализировать читаемые тексты газет, журналов, художественных произведений, определяя условия постановки знаков препинания и букв с формулировкой правила.
7. Анализ опечаток. Наблюдение над связью слов.
Мертвые уши. С места в карьеру. Далеко идущие посредствия. Пережатки прошлого. Ксать подано. Вычислительная техника. Кропал без вести. Под гвоздействием критики. Сереотип мышления. Рыцарь печального образца. Остались щипанные дни. В перекосном смысле. Крадукты. Завидная елеустремленность. Морально устройчив.
Слайд 198. Редактирование текста.
1) Внимательно прочитайте текст. Почему он вызывает смех?
К какому стилю речи данный текст тяготеет? Напишите вариант «нормального»
текста.
Как допускается порча хорошего настроения. Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых его наименованных мероприятиях.
На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и прочее, причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных.
9. Анализ детского словотворчества.
- Почему так говорят дети? Как сказать в соответствии с нормами «взрослого» языка?
I. Катя, 4 года.
Весна.
- Смотрите, как деревья листеют!
II. Сережа, 6 лет.
Услышал слово ртуть.
- Это, наверное, что-то для рта?
Слайд 20 В современной школе проблемное обучение просто
необходимо, т. к. оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную
логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции
Слайд 21Результативность:
При оценке результатов деятельности учащихся нельзя не согласиться с мнением
психологов, что активизация внутреннего потенциала личности во многом обуславливается применением
индивидуальных эталонов оценки. Результат, полученный учеником, сравнивается с его прошлым результатом и тем самым выявляется динамика его интеллектуального развития.
Использование в проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения с целью формирования познавательной деятельности, с целью повышения грамотности учащихся дало свои положительные результаты.
Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Таким образом, происходит формирование творческой личности всегда готовой и способной к поиску.