Слайд 1Мастер-класс
«Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе»
Кузнецова
Оксана Викторовна
МОУ СОШ№4
Слайд 2Цель:
Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
Дать
представление о классификации рефлексии;
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
Создать
условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Слайд 3Что такое рефлексия?
Рефле́ксия (от лат. reflexio — обращение назад).
Словарь иностранных
слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ ( по Ожегову ) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своём внутреннем состоянии.
Слайд 4В современной педагогике под рефлексией понимают:
осознание смысла и способа
собственной деятельности,
объективная оценка своих результатов,
обнаружение проблем.
Слайд 5 Цели рефлексии:
сравнить способы и методы, применяемые другими, со
своими;
собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым;
уйти с
урока с зафиксированным результатом.
Рефлексия осуществляется не только
в конце урока, но и на любом его этапе.
Слайд 6Классификация рефлексии по целям:
3.Рефлексия содержания учебного материала
2. Рефлексия деятельности
1. Рефлексия
настроения и
эмоционального
состояния
Слайд 7Способы обучения рефлексии
Устное обсуждение.
Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с
учеником в течение урока.
Письменное анкетирование.
Слайд 9« В каждом человеке солнце.
Только дайте ему светить».
Сократ.
Я всё выполнил без ошибок.
Я всё знал, но не отвечал. Я ошибался.
У меня не получилось.
Слайд 11
“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и
поистине волшебный русский язык».
Г. Паустовский
Слайд 12 Богатый, меткий, могучий, волшебный, русский.
Слайд 13 Богатые, меткие, могучие, волшебные, русские.
Я выполнял всё легко.
Я сомневался.
Я затруднялся.
Слайд 16ДУШИСТАЯ, СУЕТЛИВАЯ, ЧЕРЁМУХА, ПЧЕЛА, НАД, КРУЖИЛАСЬ.
Составьте предложение. Поставьте прилагательные форму
множественного числа.
Слайд 17
Над душистыми черёмухами кружились суетливые пчёлы.
Слайд 18И.п. (какие?) суетливые пчёлы
Р.п. (каких?) суетливых пчёл
Д.п. (каким?) суетливым пчёлам
В.п.
(каких?) суетливых пчёл
Т.п. (какими?) суетливыми пчёлами
П.п. (каких?) о суетливых пчёлах
И.п.
(какие?) душистые черёмухи
Р.п. (каких?) душистых черёмух
Д.п. (каким?) душистым черёмухам
В.п. (каких?) душистые черёмухи
Т.п. (какими?) душистыми черёмухами
П.п. (каких?) о душистых черёмухах
Слайд 19Правописание окончаний имен прилагательных во мн. ч. В.п. зависит от
категории одушевлённости существительного, к которому оно относится.
Слайд 20Я был активен.
Мне не всегда давалось быстро сообразить.
Я
внимательно слушал.
Слайд 21ОПРЕДЕЛИТЕ ПАДЕЖ И ВЫДЕЛИТЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
На мёрзл.. землю легла
зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В
зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.
Слайд 22На мёрзлую ( В. п.) землю легла зима. Гибкие
(В.п.) стволы над лесными
(Т. п.) дорогами согнулись кружевными
(
Т.п.) арками. В зимнем ( П. п.) лесу много звериных (Р. п) и птичьих (Р. п.) следов. По краю глубокого ( Р. п.) оврага стоят огромные ( И. п.) осины.
Слайд 23
Сегодня на уроке я:
научился…
было интересно…
было трудно…
мои ощущения…
этот урок дал мне
для жизни…
больше всего понравились задания…
Слайд 25Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Этапы урока: в начале урока
в конце деятельности
Приёмы:
Слайд 26Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Этапы урока: в начале урока
в конце деятельности
Приёмы:
Слайд 27Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Этапы урока: в начале урока
в конце деятельности
Приёмы:
Слайд 28Рефлексия деятельности
Этапы урока: проверка домашнего задания
защита проектных работ
в конце урока
Приёмы:
Слайд 29Рефлексия деятельности
Этапы урока: проверка домашнего задания
защита проектных работ
в конце урока
Приёмы:
3-4 ошибки
1 ошибка
Нет ошибок
Слайд 30Сегодня на уроке я...
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭКРАН
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я
выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У
меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Слайд 31Рефлексия содержания
учебного материала
Этапы урока: изучение учебного материала
Приёмы:Метод пяти пальцев
М (мизинец) – мышление.
Б (безымянный) – близость цели.
С (средний)
– состояние духа, настроение
У (указательный) – услуга, помощь.
Б (большой) – бодрость, здоровье.
Слайд 32«Поезд»
Словарная
работа
Фонети
ческий
разбор
Изучение нового
материала
Работа в
группах
Слайд 34Таблица -фиксация знания и незнания о каком- либо понятии
Слайд 35Разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку
и танка. В России дидактический синквейн используется с 1997 года
как заключительное задание по пройденному материалу.
первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Слайд 36Зачем?
Для обучающихся:
Подведение
итогов( Что узнали? Как работали?)
Обобщение результатов
Выяснение впечатлений
- Отметить успехи, достижения
Обрисовать
перспективы движения
Для педагога:
Оценка собственной работы
Выводы о необходимость корректировки программы, методов,приёмов.