Разделы презентаций


Презентация на тему Деепричастие как часть речи и форма глагола

Содержание

Цели урока:дать понятие о деепричастии;познакомить с глагольными и наречными признаками деепричастий; со значением деепричастий, способами их словообразования.Задачи урока:вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении;выявить особенности употребления деепричастий;формировать орфографические умения и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Деепричастие как часть речи
Автор презентации – учитель русского языка и литературы

МОУ «Киверичская СОШ» Мантрова Лилия Викторовна
Деепричастие  как часть речиАвтор презентации – учитель русского языка и литературы МОУ «Киверичская СОШ» Мантрова Лилия

Слайд 2Цели урока:
дать понятие о деепричастии;
познакомить с глагольными и наречными признаками деепричастий;

со значением деепричастий, способами их словообразования.

Задачи урока:
вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении;
выявить особенности употребления деепричастий;
формировать орфографические умения и навыки.
Цели урока:дать понятие о деепричастии;познакомить с глагольными и наречными признаками деепричастий; со значением деепричастий, способами их словообразования.Задачи

Слайд 3Орфографическая разминка
Запишите слова, вставляя пропущенные
буквы. Укажите части речи.

Св..сающие гирлянды, отр..жающий наступление, пр..сутствовавшие на собрании, пр..ехавший тро(л, лл)ейбус, вышедший на те(р, рр)асу, пр..одолевая трудности.

Преодолевая – деепричастие

Орфографическая разминка Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Укажите части речи. Св..сающие гирлянды, отр..жающий наступление, пр..сутствовавшие на собрании,

Слайд 4Понятие о деепричастии
Сравните предложения.
Назовите основы предложений.
В каком предложении выделенные слова

обозначают
равноправные действия, а в каком – неравноправные:
одно основное, а другое добавочное?

Лунные тени постепенно теряли голубой свет и бесследно таяли.

Лунные тени, постепенно теряя голубой свет, бесследно таяли.

Понятие о деепричастииСравните предложения. Назовите основы предложений.В каком предложении выделенные слова обозначают равноправные действия, а в каком

Слайд 5http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/631858aa-db12-4b13-9f51-cda5f7f0c1bc/%5BRUS7_141%5D_%5BTD_350%5D.htm

 Гвоздев
Александр Николаевич
Ученый-лингвист,
член-корреспондент АПН РСФСР.
Лингвисты о деепричастии
1892 - 1959

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/631858aa-db12-4b13-9f51-cda5f7f0c1bc/%5BRUS7_141%5D_%5BTD_350%5D.htm Гвоздев Александр Николаевич Ученый-лингвист, член-корреспондент АПН РСФСР.Лингвисты о деепричастии1892 - 1959

Слайд 6Сравни предложения
Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

Белочка, распушив хвост, прыгала

по веткам.

Белочка распушила хвост, прыгая по веткам.

Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим.

Равноправные действия

Основное

Добавочное

Основное

Добавочное

Сравни предложенияБелочка распушила хвост и прыгала по веткам.Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам.Белочка распушила хвост, прыгая по

Слайд 7Образование деепричастий
Деепричастия образуются от глаголов с
помощью суффиксов




крича, глядя
выскочив
замахнувшись
испёкши


-а (-я)

-вши
-ши

Образование деепричастийДеепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов крича, глядявыскочивзамахнувшисьиспёкши-а (-я)-в-вши-ши

Слайд 8Общее значение
Глагол
Деепричастие
Основное действие
Добавочное действие
Относится к тому же слову,


что и основное действие

Что делая?
Что сделав?

Общее значение Глагол ДеепричастиеОсновное действиеДобавочное действие Относится к тому же слову, что и основное действиеЧто делая?Что сделав?

Слайд 9http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f63e344d-2a69-438f-b171-174b57de9753/%5BRUS7_141%5D_%5BIA_353%5D.swf

Значение деепричастий

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f63e344d-2a69-438f-b171-174b57de9753/%5BRUS7_141%5D_%5BIA_353%5D.swfЗначение деепричастий

Слайд 10Грамматические признаки
деепричастий


Глагольные
Наречные
Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть

- глядя)
Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув – сов.в.)
Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю)


Неизменяемость
Синтаксическая роль

Рассказывает улыбаясь

Рассказывает с улыбкой

Как?

Как?

Грамматические признакидеепричастийГлагольные Наречные Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя)Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув

Слайд 11Выводы
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном,

выраженном глаголом.
Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
В предложении деепричастие является обстоятельством.
ВыводыДеепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом.Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают

Слайд 12Употребление деепричастий в речи
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac8a5789-5662-4d0f-82f0-1600858f72c6/%5BRUS7_141%5D_%5BQS_360%5D.html

Прочитайте отрывок из сказки-были М.М.Пришвина.
Какими средствами языка

создается яркое, образное описание сросшихся деревьев?

Функция деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.

Употребление деепричастий  в речиhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac8a5789-5662-4d0f-82f0-1600858f72c6/%5BRUS7_141%5D_%5BQS_360%5D.htmlПрочитайте отрывок из сказки-были М.М.Пришвина. Какими средствами языка создается яркое, образное описание сросшихся

Слайд 13Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся.

Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается.

Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая.
Среди

данных слов найдите
деепричастия
Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся.Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается.Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая. Среди данных слов найдите деепричастия

Слайд 14Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия
Мать сидела, откинувшись в кресле.
Брат склонил

голову и писал что-то.
Я открыл окно и залюбовался видом.
Выйдя из дома, человек направился к машине.
Человек, вышедший из дома, направился к машине.
Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
Разложив игры, дети сели в кружок.




Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастияМать сидела, откинувшись в кресле.Брат склонил голову и писал что-то.Я открыл окно

Слайд 15Найдите лишнее деепричастие
Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись.
Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись.
Гуляя, взлетая, касаясь,

посвятив.
Найдите лишнее деепричастиеНахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись.Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись.Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.

Слайд 16Собери пословицы, укажи в них деепричастия
Не зная броду,
Трус хвастает уходя,
Не замочив

руки,
Зная сердце змеи,
Говорить не думая –
Кто не подумав говорит,
Не развязав мешок,

не умоешься.
не узнаешь, что в нем.
тот вечно вздор твердит.
что стрелять не целясь.
не суйся в воду.
а смелый – возвращаясь.
бог лишил её ног.

Собери пословицы, укажи в них деепричастияНе зная броду,Трус хвастает уходя,Не замочив руки,Зная сердце змеи,Говорить не думая –Кто

Слайд 17Можно ли так говорить?
Идя из школы, пошел дождь.

Возвращаясь домой, меня застала

гроза.

Включив телевизор, он показывал футбольный матч.

Открывая книгу, из неё выпал листок.

Основное действие и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу.

Можно ли так говорить?Идя из школы, пошел дождь.Возвращаясь домой, меня застала гроза.Включив телевизор, он показывал футбольный матч.

Слайд 18Итоги урока
Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется …
Деепричастие отвечает

на вопросы …
Деепричастие образуется от … с помощью …
Деепричастие имеет признаки … и признаки …
Подчеркивается в предложении …
Вопрос к деепричастию задается от …

Итоги урока Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется …Деепричастие отвечает на вопросы …Деепричастие образуется от …

Слайд 19Использованная литература
Богданова Г.А. Уроки русского языка: 7 кл.: Кн. для

учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987
Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. – М.: Экзамен, 2007
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост.Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012
http://school-collection.edu.ru/
http://elenaranko.ucoz.ru/
http://i55.carguru.ru/37/14/41437/8/1136808/6.png


Использованная литература Богданова Г.А. Уроки русского языка: 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика