Слайд 1ЕГЭ по русскому языку 2011
Новое в содержании и оценивании
Фархутдинова
Фаина Васильевна
Слайд 2Часть А А 29
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Предложение
11 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 10 текста.
2) Предложение 21 текста содержит описательный фрагмент.
3) В предложениях 3–6 представлено повествование.
4) В предложениях 15–17 представлено рассуждение.
Слайд 3Максимальное количество баллов за часть А
А 1 – А 30
30 баллов
Слайд 4Часть В B8
Синтаксические средства выразительности: _____ (предложение 6) и
_____ (в предложениях 21–23) – помогают автору отчасти передать чувства
персонажей. Такой приём, как _____ (предложения 15, 16),
подчёркивает основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне. В какой-то момент братья словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивают _____ («ребёнок» – «взрослый» в
предложении 26)».
Список терминов:
1) анафора 6) диалектизм
2) гипербола 7) восклицательное предложение
3) риторический вопрос 8) ряды однородных членов
4) олицетворение 9) антонимы
5) парцелляция
Слайд 5Изменение оценок в части В
Задание В 8
оценивается по шкале
от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру,
соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл:
4 балла: нет ошибок;
3 балла: допущена 1 ошибка;
2 балла: допущены 2 ошибки;
1 балл: верно указана только одна цифра;
0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие).
Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
Слайд 6Максимальное количество баллов за часть В
В 1- В 8
11 баллов
Слайд 7Изменения требований к части С
Объём работы - 150–300 слов.
Слайд 8К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил своё
мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или
не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)
(3 балла)
Слайд 9К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил своё
мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или
не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.
(2 балла)
Слайд 10К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил своё
мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или
не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.
(1 балл)
Слайд 114 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый сформулировал своё мнение
по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с
позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе.
(0 баллов)
Слайд 12К 7 Соблюдение
орфографических норм
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая
ошибка) -- 3
допущено не более 2-х ошибок -- 2
допущены 3–4 ошибки -- 1
допущено более 4-х ошибок -- 0
Слайд 13К 8 Соблюдение
пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая
ошибка) -- 3
допущены 1–3 ошибки -- 2
допущено 4–5
ошибок -- 1
допущено более 5-ти ошибок -- 0
Слайд 14Максимальное количество баллов
за часть С
Часть С (К1–К12) 23 балла
Слайд 15Общее количество баллов
А 30
В 11
С 23
64 балла
Слайд 16Типичные ошибки, допущенные на репетиционном экзамене
1. Сформулирована одна проблема, а
прокомментирована другая проблема.
По каким ориентирам нужно строить жизнь? – проблема.
Нужно
побеждать самоуверенное легкомыслие – комментарий.
Слайд 17Типичные ошибки, допущенные на репетиционном экзамене
2.Сочинение представляет собой текст, составленный
из фрагментов исходного текста.
Ученик при этом сознательно не использует
кавычки. К 11
Слайд 18Типичные ошибки, допущенные на репетиционном экзамене
3.Прямые обращения к экзаменаторам
Уважаемые члены
комиссии! Я очень надеюсь на то, что Вы понимаете, что
мне надо получить хорошую оценку по русскому языку. Если я получу двойку, то мое будущее может быть разрушено… К 11
Слайд 19Типичные ошибки, допущенные на репетиционном экзамене
. Псевдоаргументы из жизненного опыта
Моя
бабушка – ветеран войны. Она не раз рассказывала, как ее
спас красивый немецкий офицер. Он сказал ей, что его силой направили на фронт. На последок, в знак памяти, он подарил ей свои часы.
Слайд 20Типичные ошибки, допущенные на репетиционном экзамене
5. Псевдо-аргументы из художественной литературы
1)В
произведении Быкова, «Сотников», главный герой совершает поступки, от которых хочется
повернуть жизнь.
2)Например, немец по фамилии Вальтер, название рассказа и имя автора к сожалению не помню, категорически не хотел сражаться с Русской армией.
Слайд 21Специфика новой формы контрольных измерительных материалов
для проведения государственной итоговой аттестации
выпускников
9 классов общеобразовательных школ
по русскому языку
в 2011 году
Слайд 22Основные цели
Контроль уровня комплекса базовых знаний по русскому языку, непосредственно
связанных с его практическим использованием
Контроль уровня сформированности основных предметных умений
и навыков
Контроль уровня сформированности основных общеучебных умений, связанных с дальнейшим обучением
Осуществление содержательной и технологической связи с ЕГЭ
Слайд 23Основные предметные цели
Контроль уровня освоения основ лингвистики и языка (лингвистической
и языковой компетенций)
Контроль уровня овладения коммуникативными умениями и навыками (коммуникативной
компетенцией)
Контроль уровня свободного владения русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения
Слайд 24Речевая деятельность
Умения воспринимать и обрабатывать информацию прослушанного или прочитанного текста
– одни из важнейших в современной жизни
Умение создавать собственное связное
высказывание на основе воспринятого – необходимое умение для дальнейшей учебной и практической деятельности
Слайд 25Структура экзаменационной работы
1 часть – написание сжатого изложения по прослушанному
тексту публицистического или научного стиля (научно-популярного подстиля)
2 часть – выполнение
заданий с выбором ответа (А1 – А3) и заданий с кратким ответом (В1 – В14) на основе прочитанного художественного или публицистического текста
3 часть – выполнение одного из двух творческих заданий (С2.1 или С2.2) на основе прочитанного художественного или публицистического текста
2 и 3 части выполняются на основе одного и того же текста.
Слайд 26Структура экзаменационной работы
воспроизводит логику познавательной деятельности ученика (слушание –
чтение – письмо)
учитывает типы заданий ЕГЭ
реализует компетентностный подход к
проверке уровня обученности
Слайд 27Специфика текстов
1 часть – чётко структурированный текст публицистического или научно-популярного
стиля; тип речи – рассуждение; объём – 250 слов
2 и
3 части – текст художественного или публицистического стиля, в основном сюжетного характера; объём – 300 – 320 слов
Изменения в 2011 году:
Предложение для интерпретации более объемно.
осуществлена более тесная и прозрачная тематическая связь текстов для аудирования и для чтения
Слайд 28Пример ссылки к тексту для частей 2 и 3
Алексин Анатолий
Георгиевич – современный писатель, публицист, лауреат Государственных премий СССР и
России. Автор многих произведений о детях и подростках, в том числе повестей «Мой брат играет на кларнете», «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду» и других.
Слайд 29Часть 1
Сжатое изложение (С1)
Содержательная обработка прослушанного текста
Умение извлекать главную информацию
из текста (предметное и общеучебное умение)
Языковая обработка прослушанного текста
Умение лаконично
передавать извлечённую информацию в письменной речи (предметное умение)
Слайд 30Сжатое изложение проверяет:
умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся
в прослушанном тексте;
умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
умение
письменно передавать обработанную информацию.
Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.
Слайд 31Критерии оценивания задания С1
ИК1 – критерий, оценивающий адекватность и полноту
передачи экзаменуемым основного содержания прослушанного текста
ИК2 – критерий, оценивающий
сжатие (то есть умение лаконично передавать содержание) прослушанного текста в изложении
ИК3 – критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения
Слайд 32Изложение. Результаты экзамена 2010 года
82,85% экзаменуемых справились со сжатым изложением
Слайд 33
С1 Изменения в системе оценивания 2011 года
ИК1. Содержание изложения.
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для
его восприятия микротемы. – 2 балла
ИК2. Сжатие исходного текста. Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста,
или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста. – 3 балла
ИК3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. – 2 балла
Итого: 7 баллов
Слайд 34
Часть 2
Задания группы А
(с выбором ответа)
Проверяют глубину и точность понимания
экзаменуемыми содержания исходного текста,
выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных
категорий
Задания группы В
(с кратким ответом)
Проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников (лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами)
Слайд 353 задания группы А проверяют:
понимание основной проблемы текста,
понимание контекстуального значения
ключевых слов,
опознавание изученных средств выразительности речи.
Слайд 3614 заданий группы В проверяют:
владение стилистической синонимией,
уровень орфографического анализа слов
в предложениях текста (правописание корней, приставок и суффиксов),
уровень пунктуационного
анализа простого осложнённого, сложносочинённого и сложноподчинённого предложений;
владение синтаксической синонимией на уровне словосочетания,
умение находить грамматическую основу предложения,
умение анализировать предложения текста с точки зрения их синтаксической структуры.
С2.2
С2.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую
тему
С2.2 – сочинение-рассуждение на тему, связанную с самостоятельной интерпретацией одного из ключевых фрагментов текста
Слайд 38Изменения в содержании задания С2.1
В 2011 году спектр языковых явлений,
положенных в основу сочинения на лингвистическую тему, включает разные темы,
касающиеся пунктуации. При этом каждый комплект, состоящий из четырёх вариантов, сформирован таким образом, чтобы задания С2.1 в них не повторялись и был соблюдён принцип равноценности всех экзаменационных комплектов.
Слайд 39
Основные подходы к проверке и оценке сочинения-рассуждения
Написание экзаменуемым сочинения-рассуждения проверяет
умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе
прочитанного текста.
Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам.
При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.
Слайд 40
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)
С1К1 – это критерий,
оценивающий наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос.
С1К2 – это критерий,
оценивающий наличие примеров-аргументов в работе.
С1К3 – это критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения мыслей.
С1К4 – это критерий, оценивающий композиционную стройность сочинения.
Слайд 41Принципы русской пунктуации
1. Логический (смысловой)
2. Структурно- синтаксический
3. Интонационный
Знаки препинания помогают
расчленить речь
на части, имеющие значение для выражения
мыслей на
письме (смысловое членение),
делают наглядным смысловой строй речи,
выделяя отдельные предложения и их части
(синтаксическое членение), служат для
интонационного оформления фразы.
Слайд 42Функции знаков препинания
Разделительные (отделительные) знаки – это одиночные знаки
(точка,
вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие,
тире).
Выделительные (выделяющие) знаки – это двойные (парные) знаки
Слайд 43Универсальная модель текста сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
1)Определяем проблему в виде
вопроса.
Нужна ли современному человеку пунктуация?
2)Тезис.
Пунктуация выполняет очень важную функцию
в письменной речи.
3) Обоснование. (Обратите внимание на использование вводных слов. Организующих движение мысли)
Слайд 44
ВО-ПЕРВЫХ, С ПОМОЩЬЮ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ МЫ ВЫРАЖАЕМ РАЗЛИЧНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТТЕНКИ:
УДИВЛЕНИЕ, ВОСТОРГ, РАСТЕРЯННОСТЬ. ПОДТВЕРДИМ ЭТО ПРИМЕРОМ ИЗ ТЕКСТА: «___».
Во-вторых, знаки
препинания выполняют разделительную функцию, помогают понять смысл высказывания. Прочитайте предложение: «__».
Вывод.
Слайд 45Памятка по написанию сочинения, связанного с интерпретацией текста.
Определи тему
Поставь проблему
в виде вопроса
Попытайся сформулировать, как указанное предложение связано с
темой и проблемой текста:
Найди ключевые слова
Найди предложение, в котором сформулирована позиция автора
Определить композиционные особенности текста
Средства художественной изобразительности и т. д.
Слайд 46Переформулируй указанное предложение в виде вопроса
Попытайся сформулировать тезис сочинения
Подбери аргументы
(какими элементами текста можно подтвердить тезис)
Укажи номера предложений, в которых
эти особенности ярко проявились
Сделай вывод
Продумай композицию своего сочинения
Слайд 47
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста
(С2.2)
С2.К1 – это критерий, оценивающий понимание смысла фрагмента текста.
С2К2 –
это критерий, оценивающий наличие примеров-аргументов в работе.
С2К3 – это критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения мыслей.
С2К4 – это критерий, оценивающий композиционную стройность сочинения.
Слайд 48С2.1 и С2.2.
Формулировки каждого из соответствующих критериев оценивания (С1К1 –
С2К1; С1К2 – С2К2; С1К3 – С2К3; С1К4 – С2К4)
терминологически соответствуют друг другу.
Все критерии проверки этих заданий строго соотнесены между собой и уравнены по количеству баллов (С1К1 – С2К1 – максимально 2 балла; С1К2 – С2К2 – максимально 2 балла; С1К3 – С2К3 – максимально 2 балла; С1К4 – С2К4 – максимально 1 балл) .
Максимальное общее количество баллов, которое можно получить за написание сочинения, осталось прежним – 7 баллов.
Слайд 49Оценка грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Практическая грамотность экзаменуемого и
фактическая точность его письменной речи оцениваются на основании проверки изложения
и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок, а также с учётом суммарного количества слов в двух работах).
Слайд 50 Оценка фактической точности письменной речи
ФК1 Учитываются фактические ошибки:
в
понимании и употреблении терминов,
в изложении фактологической канвы прослушанного или
прочитанного текста;
в употреблении имен литературных персонажей;
в фоновых знаниях.
В критерии ФК1 не учитываются ошибки в понимании и интерпретации содержания исходных текстов (оцениваются в С1К1 и С2К1).
Слайд 51Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку
по 5-балльной шкале
2011 году
Слайд 52 Задача состоит не только в том, чтобы ввести в память
учащихся литературный язык, но главным образом в том, чтобы научить
пользоваться этим языком наилучшим образом.
Н.И. Жинкин