Слайд 1Презентация интегрированного урока развития речи на тему
«Если вам по
душе красота земная,
Берегите её, устали не зная!»
(М. Пляцковский).
Учитель: Храпова И.
А.
Слайд 2Цели урока:
Учить детей умению видеть эстетическую сторону текста, читать его
как художественный;
Развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную
речь;
Прививать интерес к предмету, к различным видам искусства;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Слайд 3Эпиграф:
« Прочесть как следует произведение – вовсе не безделица, для
этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом
высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его …»
(Н. В. Гоголь).
Слайд 4У каждого времени года свои сказки: у весны – сказки
пробуждения природы, смелых цветов и почек на деревьях, звонких ручьёв;
у лета – сказки глубоких озёр и быстрых рек, тенистых дубрав и ягодных полян, коротких гроз и ярких радуг; у осени – сказки разноцветных осенних листьев и караванов улетающих птиц, серебряных паутинок и опустевших полей; у зимы – ледяных зеркал и хороводов снежинок, глубоких сугробов и кружевного инея, сверкающих сосулек и нахохлившихся воробьёв… А ещё у времён года в каждом уголке земли есть и свои, неповторимые сказки. Одна из них живёт и на нашей земле, рядом с нами. Эта зимняя сказка – лебеди.
Слайд 5О лебедях есть множество народных и литературных сказок и легенд.
Попробуйте вспомнить некоторые из них.
Лебедь всегда считался птицей сказочной, мифической.
Не
удивительно, что у народов всего мира широко распространены сказки о девушках-лебедях, которые могут сбрасывать своё оперение. Вспомните хотя бы прекрасную царевну Лебедь из «Сказки о царе Салтане …» и посмотрите, какой её увидел художник Михаил Врубель.
Что роднит её с лебедями?
Слайд 6
Посмотрите на фотографию. Созвучна ли она стихотворению К. Д. Бальмонта?
Чем?
Вглядитесь в «портрет» лебедя и подумайте, почему возникло выражение «лебединая
чистота» ?
Н. Заболоцкий
«Лебедь в зоопарке».
Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка –
Высокая лебедь плывёт.
Плывёт белоснежное диво,
Животное, полное грёз,
Колебля на фоне залива
Лиловые тени берёз.
Головка её шелковиста,
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.
И светлое льётся сиянье
Над белым изгибом спины,
И вся она, как изваянье
Приподнятой к небу волны.
Слайд 8Понравилось ли вам стихотворение? Какое впечатление от лебедей передаёт Н.
Заболоцкий?
Какими эпитетами характеризует птицу поэт?
Почему он называет её «белоснежным дивом»?
Какие
сравнения и метафоры помогают поэту передать красоту птицы?
Слайд 9Лебедь поражал человека своей белоснежной чистотой, и потому не удивительно,
что Зевс выбрал для себя облик этой птицы, чтобы подобраться
к доверчивой Леде и покорить её.
Выражение «лебединая верность» связано с наблюдениями человека за жизнью лебедей. Лебедь обычно выбирает себе пару на много лет, он охраняет свою подругу, вместе с ней высиживает птенцов, а лишившись её, не заводит другой.
Об этом сложил стихи поэт Андрей Дементьев, а композитор Евгений Мартынов положил их на музыку.
Слайд 10Лебедь.
Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в
своё отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего всё
тело, словно в зимние холода.
Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью. Его перья были также прекрасны и белоснежны, как и в далёкие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте своё одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу.
И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни.
Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под чьей сенью любил, бывало, пережидать летний зной.
Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур воды озера.
В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение.
Лебедь поёт, - прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. – Это песня умирающего лебедя.
Слайд 11Светлая печаль или тягостное чувство остаётся от описания предсмертной песни
лебедя?
Как помогает передать это настроение светлой печали музыка Сен-Санса, которая
сопровождала чтение легенды?
О чём же поёт лебедь? Какие картины прожитой жизни встают перед ним? Это вам поможет представить репродукция картины А. Рылова « В голубом просторе».
Почему песню лебедя зачарованно слушают все?
Слайд 12Рассмотрите внимательно фотографию лебедя. Попробуйте представить, что он видит в
воде, наклонив к ней голову. Что чувствует, вглядываясь в своё
отражение? О чём размышляет?
Создайте словесный портрет лебедя, продолжив легенду Леонардо да Винчи.
Старайтесь не повторять слово «лебедь». Используйте синонимы: он, красавец, птица, шипун.