Слайд 1МБОУ «Первомайская СОШ»
Сложносочиненное предложение
Выполнила: учитель русского языка Зайпулаева Има Исмаиловна
Слайд 2Эпиграф к уроку
Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли…
Л.Н.Толстой
Слайд 3
1.Это средство создает резкое противопоставление образов, понятий, служит для обозначения
контраста.
2.Это слова, выражающие отношения говорящего к тому, что он сообщает.
3.Этот
прием из ораторской речи, который организует диалог с читателем, заставляет его задуматься.
Слайд 44.Попробуйте теперь определить, какие художественные средства и приемы использованы в
данных текстах:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли во многолюдный
храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Слайд 5И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В
меня.
Слайд 6Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет
Слайд 7Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
Нос
корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает.
Слайд 8Юрий Бондарев "Горячий снег"
Гоголь «Мертвые души»
Живой труп
Ужасно весело, веселая грусть
Слайд 9Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы.
Мой край,
задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Слайд 10ОРФОЭПИЧЕСКАЯ МИНУТА
Вероисповедание
Сливовый
Благовест
Квартал
Мизерный
Откупорить
Афера
Свекла
Балованный
Жалюзи
Слайд 11ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ВероисповЕдание
СлИвовый
БлАговест
КвартАл
МизЕрный
ОткУпорить
АфЕра
СвЁкла
БалОванный
ЖалюзИ
Слайд 12Орфографическая работа у доски
А) Выписать слова с гласными –У-(-Ю-)
Б) Выписать слова
с гласными – Е-(-И-)
Дремл..щий, скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый, обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Слайд 13В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Что(бы) воспитать щенка, необходимо
много усилий, за(то) сколько радости он вам доставит!
2) Саша так(же) любил книги,
как и все в нашей семье, (по)этому у нас не возникло сомнения, что подарить ему в день рождения.
3) Что(бы) рыба клевала так(же) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.
4) Я благодарю Вас, а так(же) Вашего секретаря за(то), что мне дали возможность изучить этот проект.
Слайд 143. Обратите внимание на схемы, попытайтесь их объяснить и найти
предложения, которые будут соответствовать схемам:
3.1 [ ] и [ ].
Еще накануне
ничто не предвещало беды и все вокруг было тихо и спокойно.
В сумерки в небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов.
Вывод: В предложениях с общим второстепенным членом запятая перед сочинительными союзами не ставится.
Слайд 151 группа. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее
отсутствия в предложениях.
В начале апреля уже шумели скворцы ( )
и летали желтые бабочки.
На углу недавно поставили новый киоск ( ) и теперь там продают газеты.
Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег ( ) и укладывались правильными рядами.
Темнеет ( ) и странная тишина царит в селе.
Слайд 162 группа определяет вид предложения и записывает напротив каждого предложения
Мосты
разрушены ( ) и мы переезжаем реку вброд.
Дорога вилась
среди ореховых и дубовых кустов опушки ( ) и терялась в тенистой чаще леса.
Берег постепенно исчезал за кормой ( ) и на востоке росла стена темноты.
За рекой играла гармонь ( ) и пели девчата.
Отдохни ( ) и мы пойдем дальше.
Откуда приехали ваши друзья ( ) и куда они держат свой путь?
Морозная ночь ( ) и заунывный волчий вой.
Водяная пыль ( ) и капли покрупнее окутали лес.
Стало свежо ( ) и резко пропали все запахи.
По улицам бродили только куры ( ) да изредка показывались собаки.