Слайд 2Цели урока
Систематизирование знаний о причастии и его грамматических признаках.
Формирование умений
различать причастие и прилагательное.
Обогащение словарного запаса за счёт использования причастий
в речи.
Развитие навыков анализа художественного текста.
Воспитание чувства прекрасного.
Слайд 3 Сии глагольные имена служат сокращению человеческого
слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В. Ломоносов
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В.И. Даль
ЭПИГРАФЫ:
Слайд 4 ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
ЛЮБЛЮ ДЫМОК СПАЛЁННОЙ
ЖНИВЫ,
В СТЕПИ НОЧУЮЩИЙ ОБОЗ
И НА ХОЛМЕ СРЕДЬ ЖЁЛТОЙ НИВЫ
ЧЕТУ БЕЛЕЮЩИХ БЕРЁЗ.
М.Ю. Лермонтов
Слайд 5Определения причастий
Причастие – самостоятельная часть речи.
(М.В. Ломоносов,
академик Н.М. Шанский, и другие.)
Причастие – особая форма глагола.
(Академик Л.В. Щерба, М.М. Разумовская и другие.)
Причастие – отглагольное прилагательное.
(Академик Ф.И. Буслаев и другие.)
Слайд 6Спишите. Найдите причастия и прилагательные. Определите их синтаксическую роль
Выглянувший солнечный
луч.
Серебристые сверкающие звёзды.
Холодное бушующее море.
Освещённая уютная комната.
Слайд 7Проверка задания
Выглянувший солнечный луч.
Серебристые сверкающие звёзды.
Холодное бушующее море.
Освещённая уютная комната.
Слайд 8Выделенные словосочетания замените причастиями
Небо, которое светлеет-?
Голос, который звенит-?
Задача, которую решили-?
Слайд 9Проверка задания
Светлеющее небо
Звенящий голос
Решённая задача
Слайд 11Странная , друзья, часть речи я –
Не предлог и не
наречие.
И союзы, и частицы
мне не братья, не сестрицы!
Слайд 13
Стать свою мне дал глагол:
Та ж основа, время, вид.
Может,
я его гибрид?
Синеть → синеющий - наст. вр., несов. вид
Посинеть
→ посиневший - прош. вр., сов. вид
бела.
Увлеченный – увлечена.
(Какой?) Синий шар
(Какой?) Синеющий шар
Те
же формы, окончания
Не остались без внимания.
Ну, а если быть внимательней,
Очень схож я с прилагательным:
Слайд 15В предложении ролью схожи,
Словно близнецы, похожи.
Синий шар виднеется вдали.
Синеющий шар
виднеется вдали.
Слайд 16
Вот такое я явление -
Всем
имею я почтение,
Уважение, участие.
Не узнали?
Слайд 19Позвольте вам, друзья, представиться!
Хочу, конечно, всем понравиться.
Не самозванец я –
причастие!
Прими в судьбе моей участие.
Слайд 20Давно считать меня не ново
Особой формою глагола.
Рисовать → рисующий →«который
рисует»
Слайд 21Я очень схож и с прилагательным.
Так что, дружок мой, будь
внимательным!
Седой старик – Седеющий старик
Слайд 22Запомни вот что обязательно:
Я то действительное, то страдательное.
Солнце ,
осветившее цветы – (действительное)
Цветы , освещённые солнцем – (страдательное)
Слайд 23 Друзей имея хоровод,
я превращаюсь в оборот.
Освещённые деревья
качались.
П.об.
/Освещённые солнцем / деревья качались.
(перед определяемым словом не обособляется)
Слайд 24А чтоб заметнее мы были,
Нас выделяют запятыми!
Деревья , /освещённые солнцем/,
качались.
(после определяемого слова обособляется)
П.об.
Слайд 25I. Отметить причастие в каждом столбце
Читающий
Читать
Читательский
Читая
Писать
Письменный
Написанный
Напиши
Красноватый
Краснеющий
Краснеть
Красный
Слайд 27III. Указать строчку, в которой все слова являются причастиями
Медленный, рассыпанный,
желтеющий
Озаренный, читающий, очаровавший
Волшебный, чарующий, прекрасный
Слайд 28IV. Выбрать предложения с причастием
Блестевший на солнце снег слепил глаза.
Снеговые
вершины холодно блестели.
Волшебные звуки мелодии очаровывали.
Сверкающий иней опушил деревья.
Слайд 29I. Отметить причастие в каждом столбце
Читающий
Читать
Читательский
Читая
Писать
Письменный
Написанный
Напиши
Красноватый
Краснеющий
Краснеть
Красный
Ответ: (1, 3, 2)
Слайд 30II. Найти соответствие
Ответ: (1а, 2г, 3в, 4б)
Слайд 31III. Указать строчку, в которой все слова являются причастиями
Медленный, рассыпанный,
желтеющий
Озаренный, читающий, очаровавший
Волшебный, чарующий, прекрасный
Ответ: (2)
Слайд 32IV. Выбрать предложения с причастием
Блестевший на солнце снег слепил глаза.
Снеговые
вершины холодно блестели.
Волшебные звуки мелодии очаровывали.
Сверкающий иней опушил деревья.
Ответ:
(1, 4)
Слайд 33Критерии оценок
1 ошибка – «5»
2 ошибки
– «4»
3-4 ошибки – «3»
5 и более ошибок –
не зачтено
Слайд 34I – 1
II- 5
III – 4
IV –
3
V – 3
I – 2
II- 3
III –
5
IV – 4
V – 3
I – 2
II- 4
III – 2
IV – 3
V - 1
I – 4
II- 3
III – 1
IV – 3
V - 4
Д*
Е*
И
З
I – 4
II- 2
III – 3
IV – 4
V - 1
I – 3
II- 4
III – 2
IV – 1
V - 4
Ж
К
Слайд 35Критерии оценок
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки
– «3»
3 ошибки – не зачтено
Слайд 36Анализ текста
Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу?
Если
у него чуткая душа, - очень многое.
Он услышит музыку заснеженного
леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок.
Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки.
Чарующая красота мира!
Чарующие звуки природы!
Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.
Слайд 45 Сии глагольные имена служат сокращению человеческого
слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В. Ломоносов
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В.И. Даль
ЭПИГРАФЫ:
Слайд 46Домашнее задание
Закончить творческую работу по тексту.
Написать миниатюру, используя причастия. «На
свете чудеса рассеяны повсюду.»
(Можно в стихах)
Слайд 47Жемчужные снежинки, сверкающие на солнце, медленно падают на землю.
Жемчужные снежинки,
которые сверкают на солнце, медленно падают на землю.