Разделы презентаций


Фонематическое восприятия в подготовке дошкольников

Содержание

Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 «Роль фонематического восприятия в подготовке дошкольников к обучению грамоте».
Учителя-логопеды

МБДОУ №141
Кокорина Анна Николаевна, Васильева Елена Николаевна

«Роль фонематического восприятия в подготовке дошкольников к обучению грамоте». Учителя-логопеды МБДОУ №141 Кокорина

Слайд 2Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Слайд 3Задачи:

Выяснить , что такое фонематических слух, фонематическое восприятие (Ф.В.), степень

влияния недоразвития Ф.В. на развитие детей.
Раскрыть роль фонематических процессов в

общем развитии детей, в подготовке их к обучению грамоте, а также в овладении ими правильным звукопроизношением.
Познакомить с этапами развития фонематического восприятия у дошкольников
пополнить копилку дидактических игр и приемов развития Ф.В. у дошкольников в соответствии с возрастом детей и этапом развития Ф.В.

Задачи:Выяснить , что такое фонематических слух, фонематическое восприятие (Ф.В.), степень влияния недоразвития Ф.В. на развитие детей.Раскрыть роль

Слайд 4"Ясный выговор
слова, чтобы каждый
из звуков был слышен,
и чуткое ухо
в

различении этих
звуков
- вот главные основания
 обучения грамоте.“ 


К.Д.Ушинский

Слайд 5Нарушение
фонематического восприятия
мешает детям овладеть в нужной степени:

обучением грамоте: навыками звукового анализа и синтеза, чтением, письмом.

грамматическим строем

связной речью

пониманием речи окружающих

правильной артикуляцией

словарным запасом

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: обучением грамоте: навыками  звукового анализа и синтеза,

Слайд 6Виды ошибок при чтении и письме

Виды ошибок при чтении и письме

Слайд 7 Л.С. Выготский выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной

психологии
ЗАКОН
ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ–
закон восприятия
звучащей стороны речи
доказал, что

единицей развития детской речи является фонема
Л.С. Выготский выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии ЗАКОН ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ– закон восприятия звучащей

Слайд 8Фонематический слух -
это способность слышать человеческую речь.

это способность воспринимать

звучащее слово как единство отдельных его компонентов (звуков и слогов).

Это

способность воспринимать любые звуки окружающей среды.


Фонематический слух - это способность слышать человеческую речь.это способность воспринимать звучащее слово как единство отдельных его компонентов

Слайд 9Фонематическое восприятие
Включает в себя понятие звуковой культуры речи

Является частью звуковой

культуры речи

Не имеет отношение к звуковой культуре речи

Фонематическое восприятиеВключает в себя понятие звуковой культуры речиЯвляется частью звуковой культуры речи Не имеет отношение к звуковой

Слайд 10Развитие фонематических процессов включает в себя развитие следующих умений:
услышать звук

и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов
разделять слова

на звуки
объединять отдельные звуки в слоги и слова
обозначать звук буквой
сопоставлять слова, различающиеся одним звуком

(Найдите лишний вариант)

Развитие фонематических процессов включает в себя развитие следующих умений:услышать звук и выделить его в ряду других звуков,

Слайд 11Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки.


Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем

(звуков) и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия

Слайд 12Звуковой анализ -
расчленение слова на составные
элементы

(звуки, фонемы), установление их
количества и последовательности
сочетания звуковых элементов

в единое целое.

Звуковой синтез-

Звуковой анализ - расчленение слова на составные   элементы (звуки, фонемы), установление их  количества и

Слайд 13Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен

проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать

прислушиваться к более тихим шумам.
В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку.
С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.
К концу первого года жизни при
нормальном развитии фонематического
слуха малыш различает часто
произносимые слова.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в

Слайд 14 На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря

на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже

может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от

Слайд 15 На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более

дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух

и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове.
Только обладая навыками
анализа и синтеза, ребенок
сможет успешно освоить
чтение и письмо.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных

Слайд 16 Этапы работы по формированию и развитию фонематического восприятия
1 этап

- узнавание неречевых звуков.
2 этап - различение высоты, силы, тембра

голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
3 этап - различение слов, близких по звуковом
составу.
4 этап - дифференциация слогов.
5 этап - дифференциация фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного
звукового анализа и синтеза.

Этапы работы по формированию и развитию фонематического восприятия1 этап - узнавание неречевых звуков.2 этап - различение

Слайд 17
1 этап - узнавание неречевых звуков.
упражнения включают задания на распознание:

звучащих инструментов;
звучащих предметов;
действий предметов.

1 этап - узнавание неречевых звуков.упражнения включают задания на распознание: звучащих инструментов; звучащих предметов; действий предметов.

Слайд 18 «Слухачи»
«Угадай на чем играю»
«Угадай, что звучало?»
«Солнце или дождик?»

«Где позвонили?»
«Шумящие коробочки»
«Быстро – медленно»
«Тихо – громко»
ИГРЫ

«Слухачи» «Угадай на чем играю»«Угадай, что звучало?»«Солнце или дождик?» «Где позвонили?» «Шумящие коробочки» «Быстро – медленно»«Тихо

Слайд 19« Узнай по голосу»
«Три медведя»
«Кто кричит?».
«Далеко или близко».


2 этап

- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков,

слов, фраз.
« Узнай по голосу»«Три медведя»«Кто кричит?».«Далеко или близко». 2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на

Слайд 203 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
Правильно-неправильно
Так бывает

или нет?
Самый внимательный.
Разложи картинки
Рифмы

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу. Правильно-неправильноТак бывает или нет?Самый внимательный.Разложи картинкиРифмы

Слайд 214 этап - дифференциация слогов.
Слоговые цепочки
Нажми на слог
Назови лишний слог
Попугайчики
Одинаковые

или разные

4 этап - дифференциация слогов. Слоговые цепочкиНажми на слогНазови лишний слогПопугайчикиОдинаковые или разные

Слайд 225 этап - дифференциация фонем.
Молоточки.
Поймай звук
Паровозик.
Маяк

5 этап - дифференциация фонем. Молоточки.Поймай звукПаровозик.Маяк

Слайд 236 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

это фундамент, который позволяет ребенку успешно овладеть грамотой, т.е. научиться

читать и писать.

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.– это фундамент, который позволяет ребенку успешно овладеть

Слайд 24Основной принцип подготовки к О.Г. – от звука к букве.


Прежде чем познакомить ребенка с буквой, необходимо научить его слышать

звук, который обозначает буква, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. Именно поэтому логопеды не рекомендуют учить детей чтению, если они плохо выговаривают звуки.
Только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой.
Основной принцип подготовки к О.Г. – от звука к букве. Прежде чем познакомить ребенка с буквой, необходимо

Слайд 25На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, следует

называть звук, который она обозначает. Такой способ называния букв поможет

ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением. Только после усвоения ребенком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв.
Татьяна Александровна Ткаченко: «Правильное называние букв (коротко, без добавления гласных) способствует слитному, плавному, послоговому чтению».
Нищева Наталия Валентиновна: «Согласные буквы называйте не так, как вы привыкли их называть («бэ», «эр», «ша» и др.), а только звуками, которые эти буквы обозначают, так ребенок скорее овладеет навком слияния звуков (букв) в слоги».
На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, следует называть звук, который она обозначает. Такой способ

Слайд 26Последовательность работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
-определение количества

слогов в словах разной сложности;
- анализ и синтез слияний гласных

звуков ау, уа, иа;
- выделение начальных ударных гласных зв. из слов.
- выделение начальных безударных гласных из слов.
- выделение конечных согласных из слов.
- анализ и синтез закрытых, открытых слогов.
- выделение начальных согласных из слов.
- определение места любого заданного звука в слове.
- полный звуковой анализ слов (количество, последовательность, характеристика звука)
- творческие задания.
Последовательность работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза.-определение количества слогов в словах разной сложности;- анализ и

Слайд 27 Чем раньше начата
работа по развитию
фонематического
слуха,

тем успешней
будет идти общее речевое
развитие ребёнка,
тем грамотнее

он будет писать
и читать.
Чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка,

Слайд 28Развивая фонематический слух,

вы облегчаете ребенку процесс освоения чтения и


письма.

Развивая фонематический слух, вы облегчаете ребенку процесс освоения чтения и письма.

Слайд 29С П А С И Б О за внимание !
Желаем

успехов !

С П А С И Б О  за внимание !Желаем успехов !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика