Разделы презентаций


ФОНЕТИКА. Повторение и обобщение пройденного материала. 5 класс.

Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка» Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ФОНЕТИКА.

Повторение, обобщение материала. 5 класс.
ФОНЕТИКА.

Слайд 2Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка»

Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее

выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами). – Здесь живет такая-то буква? – Да. – Не могли бы вы сейчас поработать? – А как? – Постоять в начале слова. Слово-то начинается, и надо в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило... – В начале слова не работаю. – А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ... – Простите, в таких местах не бываю. – Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга? – Какие это буквы, будьте добры?.. – Первая - Н, а за ней -Ч. – Нет, туда не пойду. – А после Ч? Перед Т? – Если в глаголе - тогда с удовольствием. – Нет, в существительном. – Ничем не могу вам помочь. Дверь захлопнулась. – Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?

Лингвистическая сказка – загадка  «Таинственная незнакомка»         Кто-то позвонил.

Слайд 3 Автор данного текста,
Михаил Викторович Панов,

обращается к форме

лингвистической сказки-загадки «Таинственная незнакомка».

Михаи́л Ви́кторович Пано́в
(21 сентября 1920, Москва - 3 ноября 2001) — российский лингвист, литературовед, публицист и поэт, доктор филологических наук. Известны его труды по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии, синтаксису и стилистике, истории русского языка.

Справка

Автор данного текста, Михаил Викторович Панов,          обращается

Слайд 4ОСНОВНЫЕ ЗВУКИ РЕЧИ
ГЛАСНЫЕ
СОГЛАСНЫЕ
Гласные звуки состоят


только из голоса.



При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно

В каждом согласном звуке есть шум. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия
(язык, нёбо, зубы, губы), и от этого получается шум.

ОСНОВНЫЕ ЗВУКИ РЕЧИГЛАСНЫЕСОГЛАСНЫЕ Гласные звуки    состоят  только из голоса.

Слайд 5ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - 6
а о у ы э
е ё ю

я и
ВЫВОД: итак, гласных звуков в русском языке

6, букв для обозначения этих звуков 10

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ - 10

а о у ы и э

ГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ - 6а о у ы эе ё ю я и  ВЫВОД: итак, гласных

Слайд 6 Двойная роль ГЛАСНЫХ Е, Ё, Ю,

Я
Гласные Е, Ё, Ю, Я
обозначают два звука:
в

начале слова;
после гласной;
после Ь и Ъ знаков.


йэ йо
й а й у
Ель, ёж, юла, Яна
Реет, моё, строю
Съел, ружьё, лью

Гласные Е, Ё, Ю, Я, И после согласных обозначают один звук и показывают мягкость согласного.

Паркет - парк, эт овёс - ав, ос салют - сал, ут няня - н, ан, а

Двойная роль ГЛАСНЫХ  Е,  Ё,  Ю,  Я Гласные  Е, Ё, Ю,

Слайд 7З В О Н К И Е И

Г Л У Х И Е

СОГЛАСНЫЕ

Парные согласные:
звонкие – б в г д ж з
глухие – п ф к т ш с

Не имеют парных звуков:

всегда звонкие –
л м н р й

всегда глухие –
х ц ч щ

З В О Н К И Е  И  Г Л У Х И Е

Слайд 8СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
ШИПЯЩИЕ:
Ж
Ч
Ш
Щ


СОНОРНЫЕ:
Л
М
Н
Р
Й

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИШИПЯЩИЕ:ЖЧШЩ

Слайд 9 Т В Ё Р Д Ы Е И

М Я Г К И Е СОГЛАСНЫЕ
Большинство согласных звуков образуют

пары:
б в г д з к л м н п р с т ф х
б, в, г, д, з, к, л, м,н,п,р,с,т, ф, х,

ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ

Ж Ш Ц

Не имеют парных звуков:

ВСЕГДА МЯГКИЕ
Ч, Щ, Й,

Т В Ё Р Д Ы Е И М Я Г К И Е

Слайд 10ЗАКОНЧИ ФРАЗУ
Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
Звуки мы ….,

а буквы …..
В русском языке … буквы, из них …

обозначают гласные звуки, а … - согласные.
Не обозначают звуков буквы …. .
Шипящие звуки …. .
Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .


ЗАКОНЧИ ФРАЗУФонетика – это раздел языкознания, изучающий …..Звуки мы …., а буквы …..В русском языке … буквы,

Слайд 11ПОДБЕРИ ПАРУ
К каждому из данных слов подбери такое

слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости

– глухости с первым звуком в исходном слове.
Доска - тоска
вол -
ноты -
роль -
жар -
дрель -
гонец -
быль –
зыбь – Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.

ПОДБЕРИ ПАРУ  К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял

Слайд 12ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ЗВУКА
Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах,

достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности.
Какие звуки

помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева?
ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ЗВУКАВолшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания

Слайд 14ВЫВОД:
определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении

и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись.


Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши».
К. Д. Бальмонт.
Звукоподражание шелесту, шороху.




ВЫВОД:определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе

Слайд 15Подводим итоги урока.
Закончи фразу
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было

трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…

Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…

Подводим итоги урока.Закончи фразу Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что…

Слайд 16 Домашнее задание:
сочинить собственную лингвистическую сказку по аналогии с прослушанной;
составить задания

– тесты по теме «ФОНЕТИКА»;
устный развёрнутый ответ по теме:

«ЗВУКОПИСЬ».



Домашнее задание:сочинить собственную лингвистическую

Слайд 17Использованная литература
Г. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая. "Секреты

орфографии». – М.: Просвещение, 1991.
В. М. Бурмако. «Русский язык

в рисунках». - М.: Просвещение, 1991.
В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке». – Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1990.
Интернет – ресурсы:
httphttp:http://igrovaia.ru
http://ru.wikipedia.org
httphttp:http://festival.1september.ru
httphttp:http://openclass.ru
http://images.yandex.ru/-картинки для презентаций




Использованная литератураГ. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика