Слайд 1Формирование интереса к русскому языку и развитие
орфографической зоркости учащихся
Слайд 2Орфографическая разминка
На лесной опушке стоит молодая берёза. На верхушке
деревца ворона свила гнездо. Там живут птенцы. Ворона сторожит их.
Скоро птенцы научатся летать.
Слайд 3Задание:
Найдите и назовите изучённые орфограммы.
Докажите правильность написания.
Сгруппируйте слова по орфограммам.
Слайд 4Формирование орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями
Запись
слов по алфавиту.
Например:
Даны словарные слова: воробей, карандаш, сахар, арбуз, язык,
хорошо.
Задание: записать слова в алфавитном порядке.
Слайд 5Формирование орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями
Выборочный диктант.
Например:
учитель диктует словарные слова, а перед этим дается
задание записывать только те слова, в которых есть сочетание - оро-:
Карандаш, воробей, корова, работа, горох.
Слайд 6Формирование орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями
Группировка и
запись по орфографическим признакам или по месту орфограммы в слове.
Например:
Даны
словарные слова: береза, заяц, ребята, мебель, ладонь.
Задание: записать слова, в которых орфограмма находится в первом слоге.
Или:
Например:
Даны словарные слова: арбуз, деревня, завод, мебель, тетрадь, мороз, морковь.
Задание: записать те слова, в которых две орфограммы.
Слайд 7Формирование орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями
Подбор и
запись синонимов и антонимов.
Например:
Задание:
записать антоним к слову
жара, записать синонимы к словам школьник, педагог, труд.
Слайд 8Формирование орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями
Составление предложений
со словарными словами.
Задание: составить предложение со словами хорошо, тетрадь,
девочка.
Слайд 9Цель: повышение грамотности учащихся.
Задачи:
формирование орфографических навыков через развитие познавательных интересов
к предмету;
формирование умений грамотного письма, грамотной речи;
учить обнаруживать ошибку в
письменном тексте;
отработка основных орфографических правил;
в процессе обучения ребёнка обучать применять орфографические правила на практике;
развитие устной и письменной речи;
развитие различных видов памяти;
обогащение словарного запаса учащихся.
Слайд 10Ребёнок должен удивиться тому:
что он видит орфограмму;
он может написать
правильно;
всё это даёт хорошие результаты;
ему нравится работать,
на уроках русского языка
интересно.
Слайд 11Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности
Письмо с проговариванием.
Графические выделения орфограмм (подчёркивание).
Списывание.
Комментированное письмо.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Письмо под диктовку.
Письмо по памяти.
Творческие работы.
Слайд 12Алгоритм решения орфографической задачи:
1) определить место, где возникла
орфографическая задача;
2) к какой группе правил относится данная
орфограмма;
3) в какой части слова находится орфограмма;
4) установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
5) определить в слове ударение;
6) определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;
7) написать слово в соответствии с правилом.
Слайд 13Упражнения на развитие орфографической зоркости.
Прочитайте пословицу:
Жизнь дана на
добрые дела.
Определите, в каких словах гласные следует проверить или
запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.
Слайд 14Упражнения на развитие орфографической зоркости.
Зрительно-слуховые диктанты.
На доске:
В
лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с
лисятами. Лиса хитра.
Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте.
Слайд 15Упражнения на развитие орфографической зоркости.
Вопросы:
Сколько гласных букв нужно проверить
в словах берега, холода?
В каких из данных слов гласные
нужно проверять?
Вода, книга, звезда, чайка, зерно.
Слайд 16Упражнения на развитие орфографической зоркости.
Игровые моменты:
«Кто быстрее?»
с…ды
п…ля пл…ды
гл…за
м…чи тр…ва
в…дро в…сло гн…здо
Слайд 17Упражнения на развитие орфографической зоркости.
Игровые моменты:
«Угадай слово»
К-р-нд-ш, з-м-,
-д-жд-, д-ж-рн-й.
«Пиши – не спеши»
Крыша, шалаш, нож, мышь,
груша, чиж, ноша, лужа, этаж.
«Спрячь Ь в середину слова»: день, пень. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
«Помоги Деду – Буквоеду вставить пропущенные буквы»: п…ля, м…ря, с…ды.
Докажи, почему вставили такие буквы.
Слайд 18Упражнения на развитие орфографической зоркости.
Игровые моменты:
«Подбери буквы»
Красивы русские
л…са!
Л…са пошла по пушистому снегу.
Докажите, почему
слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
«Скалолазы»
Фла…
сне… сугро…
рука… бере…
гри… моро…
могучий ду… гладкий лё…
Слайд 19Задания при изучении словарных слов
Запись слов под диктовку.
Устная работа
с помощью веера.
выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными
гласными по вариантам (1в. – с гласной а, 2в. – с гласной о).
Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).
Выписать слова, в которых два слога (три слога).
Слайд 20Задания при изучении словарных слов
Выписать слова на указанную тему.
Выборочный диктант.
Ответить на вопросы, записать ответы:
Кто живет в лесу?
Кто следит за чистотой в классе?
Отгадать загадки:
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко)
Слайд 21Работа над ошибками Памятка
1.Перенос слов:
Ма-ленький, малень-кий.
2.Жи-ши,ча-ща,чу-щу, чк-чн (напиши слово правильно
и подбери еще три слова на это правило):
Машина, шил, шина;
чулки, чудо, кричу.
3.Большая буква в именах собственных:
Челябинск – название города,
Иванов Сергей Петрович – имя, фамилия, отчество.
Жучка – кличка животного.
Слайд 22Работа над ошибками Памятка
4.Проверяемые безударные гласные:
Грозы –гроза, травы – трава.
5.Парные
звонкие и глухие согласные:
Грибы – гриб, зубы – зуб.
6.
7.
8.
9.
10.
Слайд 23 Систематическая работа над словом способствует:
развитию умственной деятельности учащихся,
учит
их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление
сходства и различия,
ведёт к эффективности усвоения норм правописания,
прививает интерес и желание решать орфографические задачи,
развивает орфографическую зоркость учащихся.