Слайд 1Формирование
языковой компетентности учащихся
в процессе обучения 
русскому языку
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2 
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым
                                                            
                                    
для жизнедеятельности является, конечно, умение легко, понятно, красиво говорить на
                                    своём языке.
                     В.И.Чернышев
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3
компетенция 
языковая
лингвистическая
коммуникативная
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4языковая компетентность способствует 
 успешной социализации личности; 
самообразованию и творческому
                                                            
                                    
труду; 
выйти из состояния бездуховности и речевого кризиса
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Эвристический метод преподавания
- Учись учиться!
- Самостоятельно делай выводы и 
                                                            
                                     формулируй правила!
- Исследуй и открой!
- Посмотри, как красиво устроено!
К.Д.Ушинский
Ф.Ф.
                                    Фортунатов
Ф. И. Буслаев
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Цель исследования – реализация технологии формирования языковой компетенции учащихся в
                                                            
                                    
условиях общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
изучить методическую, психологическую, педагогическую литературу по данной
                                    теме,
исследовать опыт педагога – наставника, 
выработать и апробировать приёмы и методы реализации технологии формирования языковой компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку 
   в Усть -  Абаканской средней общеобразовательной школе № 1.
Предмет исследования - языковая компетенция учащихся. 
Гипотеза исследования – реализация технологии проектирования повысит уровень языковой компетенции учащихся.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Толковый словарь 
 С.И. Ожегова
 
«компетенция» - круг вопросов, явлений,
                                                            
                                    
в которых кто-нибудь хорошо  осведомлен или круг вопросов, явлений,
                                    в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; 
 «компетентность» - осведомленность, авторитетность (свойство, качество личности) 
	Компетенция и компетентность - два самостоятельных понятия 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Определение Н.М.Шанского
	Компетенция понимается как владение совокупностью знаний о языке, знаний
                                                            
                                    
«правил их анализа и синтеза» и способность пользоваться ими для
                                    целей коммуникации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9    Учёные о проблемах языковой компетенции
Психологи: Л.С.Выготский,
                                                            
                                    
П.Я. Гальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина и др.
Дидакты: В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и
                                    др.)
Методика преподавания русского языка: А.И.Власенкова, 
Г.К. Лидман-Орлова, Т.А.Ладыженская, С.И. Львова, М.М.Разумовская, Л.А.Тростенцова и др.
Методологические исследования: С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев (теория о единстве сознания и деятельности);
Л.С.Выготский (теория взаимосвязи обучения и развития); 
А.Н.Леонтьев (теория внутреннего строения деятельности); 
П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др. ( теория управления процессом усвоения знаний); 
В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин ( исследования развития мышления); 
В.В.Давыдов (теория обобщения)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10
Практические материалы 
●  знакомство с темой самообразования учителя-наставника («Исследовательская
                                                            
                                    
и практическая проектная деятельность учащихся на уроках русского языка»);
● 
                                    педагогические наблюдения за образовательным процессом (посещение уроков, беседа с учителем, консультации по вопросам проблемы);
● ознакомление со статистическими данными, раскрывающими уровень языковой подготовки учащихся (качество знаний по предмету, участие в олимпиадах, конференциях, социально значимых проектах);
● описательно-сопоставительный анализ педагогического опыта учителя-наставника и учителя-стажёра.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Научно-методический инструментарий 
диагностика знаний, умений и навыков через разные формы
                                                            
                                    
самостоятельной работы;
урок представляет собой учебный проект;
исследовательский метод обучения;
технологии мелкопорционного и
                                    блочно-модульного изучения языка;
 погружение в работу по развитию речи
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Проект урока
   
внешний 
результат
внутренний
 результат
Реальная 
практическая деятельность:
увидеть
осмыслить
применить
Опыт деятельности:
знания
умения
компетенции
ценности
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 14Участие
 в социально значимых проектах 
(эксперимент)
проблема: создать творческую работу,
посвящённую памяти
                                                            
                                    
жертвам 
политических репрессий 
Из 30 учащихся - 12. 
Из 12
                                    работ только 6 достойны внимания: 
одна работа - очерк, две - стихи, три - эссе 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15
Реализация технологии проектирования 
с целью повышения
языковой компетенции учащихся
русский язык нельзя
                                                            
                                    
изучать так же, как физику, математику, потому что он (язык)
                                    – часть личности; необходимо выстраивать деятельность ребёнка как деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленную на собственное развитие языка;
ориентироваться на ведущую деятельность (проектирование, экспериментирование);
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Реализация технологии проектирования 
с целью повышения
   языковой компетенции
                                                            
                                    
учащихся
опираться на такие лингвистические концепции, которые рассматривают язык с точки
                                    зрения носителя языка, чаще использовать ассоциативные связи;
при введении новой лексики необходимо представлять слово во всём многообразии его связей, пытаясь найти опору в индивидуальном речевом опыте ребёнка; 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Реализация технологии проектирования 
с целью повышения
   языковой компетенции
                                                            
                                    
учащихся
овладеть языком возможно только в ситуации речевого общения, обогащать речевой
                                    опыт ребёнка не за счёт готовых конструкций и моделей, за счёт правильного моделирования условий порождения и восприятия текста (высказывания);
создавать оптимальные условия для участия ребят в социально значимых проектах, позволяющих повышать уровень языковой компетентности и приобретать речевой опыт, а вместе с ним уверенность и способность к самореализации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Продуктивное обучение является образовательным процессом, реализуемым с помощью
 индивидуальных маршрутов,
                                                            
                                    
структурированных в виде последовательности шагов 
с четко определёнными результатами, 
являющимися
                                    продуктивно-ориентируемыми действиями в жизненных ситуациях.
технология исследовательской деятельности, 
информационные технологии, 
технология развития критического мышления через чтение и письмо, 
проблемное обучение.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Ситуация успешности
общение ученика с преподавателем 
основные единицы языка:
текст – слово
специально
                                                            
                                    
организованная языковая среда
 
Главный продукт - язык в речевом общении
                                    -
языковая компетентность