Слайд 1Три шедевра.
Г. Гейне «Ein Fichtenbaum»
М. Ю. Лермонтов
«На севере диком
стоит одиноко».
И. И. Шишкин «На севере диком»
Урок развития речи в
9 классе.
Учитель русского языка и литературы Сангаджиева Н.В.
Нижневартовск, МБОУ «СШ №19»
Слайд 2Время создания
Г. Гейне «Ein Fichtenbaum» - 1822 год
М. Ю. Лермонтов
«На севере диком стоит одиноко» - 1841 год
И. И. Шишкин
«На севере диком» - 1890 год
Слайд 3Ель стоит одинокая,
На севере, на голой высоте,
Она спит на белой
скатерти,
Она во льде и снеге,
Она видит во сне пальму;
В утренней
стране,
Одиноко и печально ей,
На горящей стене.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Анализ лексики
Слайд 5История создания картины
В 1891 г., к 50-летию гибели великого поэта,
петербургским издателем П.П. Кончаловским было выпущено собрание сочинений М. Ю.
Лермонтова. Его уникальность состояла в большом количестве иллюстраций, выполненных знаменитыми художниками того времени, среди которых был Шишкин наравне с Врубелем, Васнецовым, Серовым, Поленовым и многими другими.
Шишкин иллюстрировал два стихотворения «На севере диком…» и «Родина». Художник остро ощущал потерю жены и сыновей, а позже и переезд дочери в Финляндию. Именно там, на самом северном побережье Ботнического Залива, в местечке Кеми была написана картина «На Севере Диком», наряду с другими зимними пейзажами художника.
Слайд 6В.А.Серов
М.А.Врубель
В.Д.Поленов
В.М.Васнецов
И.И. Шишкин
Слайд 7 Художник Иван Шишкин — один из величайших пейзажистов. Его природа
не теряет реалистичности, жизни и великолепия при переносе с натуры
на холст.
Слайд 8 Тонкое, практически за гранью возможного знание, понимание и умение изображать
различные растительные формы придает пейзажам Шишкина реалистичную красоту и честность,
именно это делает его картины настолько популярными, любимыми и наиболее узнаваемыми.
Слайд 16Соединяя три произведения
Объединяя в себе мотивы личного одиночества Гейне и
более обобщенной темы разъединения человеческих душ в варианте Лермонтова, картина
«На Севере Диком» создает ощущение вечности в одиночестве, безвременное, но не безысходное состояние грусти, которое идеально подходит как для иллюстрации оригинального стихотворения, так и его перевода.
Слайд 17Композиция и колористика картины
Холод сурового края прекрасно подчеркивает палитра цветов,
выбранных автором для написания пейзажа. В картине совсем нет зеленого
– все поглощено глубокой ночью и ярким лунным светом, подчеркнутым множеством оттенков синего – от бело-голубого, до иссиня-черного.
Композиционным фокусом картины является высокая сосна, которая смещена немного влево, что создает эффект черной пропасти у подножия утеса. Низкая линия фантомного горизонта неравномерно разделяет пейзаж надвое, позволяя ночному небу «поглощать» пространство, тем самым подчеркивая одиночество сосны. Несмотря на то, что луна не видна на полотне, она, тем не менее, является полноправной частью композиции, поскольку ее свет играет важную роль в колористике и эмоциональной нагрузке картины.
Слайд 18Описание картины
Нетипично высокая для приполярных широт сосна одиноко растет на
самом краю утеса. Подобный сюжет может символизировать силу и твердость
духа, движение вверх наперекор препятствиям, оптимизм и веру в перемены к лучшему. Однако, взглянув на эту картину, на ум не приходит ничего из вышесказанного.
Ощущение одиночества, грусти и смирения наполняют изображение. Высокая сосна, гордое по своей природе дерево, стоит, будто покорно склонив голову, смирившись с судьбой и повернувшись навстречу своему единственному товарищу – лунному свету. В то же время картина не полна отчаяния или безысходности, в ней нет пессимизма и малодушия, так же, как и в стихотворении Лермонтова. Чувству тихой грусти, окутанной снегом и лунным светом, совершенно не чуждо умиротворение и спокойствие, это прекрасно проиллюстрировал Шишкин. «На Севере Диком» – картина, делающая одиночество прекрасным.
Слайд 19План сочинения
Вступление. История появления трех произведений
Основная часть. Три шедевра
1. Анализ стихотворений Гейне и Лермонтова
2. Описание картины И.И. Шишкина
3. Что объединяет три разных произведения
III. Заключение. Литература и живопись – разные средства – одна цель.