Слайд 1Готовимся к сочинению ЕГЭ
2017
По проблеме
„Человек и природа“
Автор работы:
учитель русского языка и литературы МАОУ «Володарская СОШ» Садчикова Ю.Н.
Слайд 2План к сочинению
1. Небольшое вступление
2. Комментарий к проблеме
3. Четкое определение
авторской позиции
4. Комментарий художественных особенностей текста
5. Определение собственной позиции
6. Вывод
Слайд 31. Небольшое вступление.
Обозначаем проблему, поставленную автором.
Постановка проблемы исходного
текста может быть в виде вопроса.
Например:
Как книга влияет
на душу человека?
Какова роль книги в детстве?
Как природа влияет на человека?
Что определяет взаимоотношения человека и природы? Каким должен быть настоящий учитель, ученый?
Что такое настоящая мужественность ?
Может быть в виде повествовательного предложения.
В данном тексте затронута
... проблема сохранения чистоты и богатства русского языка,
... проблема взаимоотношений отцов и детей,
... проблема поведения человека на войне,
... проблема детской жестокости и т.д.
Слайд 42. Комментарий к проблеме.
Отметим здесь цель автора привлечь внимание
общества, молодежи к данной проблеме, заставить читателя поразмышлять над понятием
...
Упомянуть фамилию автора.
Актуальность данной проблемы для нашей современности, привести примеры.
Слайд 53. Четкое определение авторской позиции.
Какова позиция автора по данным
проблемам?
Какие факты, примеры он приводит?
На что обращает особое
внимание?
Что вызывает у автора особую тревогу, опасения?
С чем он не согласен?
Как должны быть разрешены данные проблемы (по мнению автора)?
Какие выводы он делает ?
Употребляем выражения: «автор убежден», «автор считает», называем фамилию автора, приводим цитаты из текста
Слайд 64. Комментарий художественных особенностей текста.
Определяем стиль текста (публицистический обычно),
присутствует ли описание, рассуждение, повествование? Особую яркость, эмоциональность, точность, выразительность
речи придают художественные средства, используемые автором: метафоры, сравнения, эпитеты, ряды однородных членов, синтаксический параллелизм, многосоюзие, фразеологизмы, цитаты, парцелляция, градация.
Приводим примеры средств художественной выразительности
Слайд 75. Определение своей позиции.
Вы согласны с автором.
Доказательство своей
позиции.
Аргументы.
Приведите 2 примера из произведений литературы.
Либо один
литературный пример, второй - из нашей культуры, истории.
В крайнем случае - второй пример может быть из собственного жизненного опыта.
Слайд 86. Вывод:
Таким образом, ориентиром для автора в разрешении данной
проблемы текста являются
… абсолютные нравственные ценности,
... культурные и
исторические традиции России,
... философское восприятие мира и места в нем человека,
... традиционное понимание роли русского языка в развитии страны и общества,
...анализ и осмысление ситуаций собственной жизни с моральной позиции и т.д. (в зависимости от тематики вашего текста).
В финале приводим отрывок из стихотворения по данной теме или афоризм.
Невольно вспоминаются следующие строки: ...
Слайд 9Примерные проблемы текста
Проблема памяти, уважения к нашему прошлому.
Каково значение дома
и семьи в жизни ребенка?
Проблема разрыва связей между поколениями.
Проблема
самовоспитания и нравственного самосовершенствования.
Пробпема сострадания, помощи ближнему.
Проблема отношения человека к языку.
Проблема постижения человеком прекрасного.
Проблема нашей вины перед близкими людьми, проблема покаяния.
Проблема грубости, хамства в общении людей.
Слайд 10Примерные проблемы и аргументы
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Проблема противостояния человека
и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы.
Ф.И. Тютчев
- стихотворения «Природа-сфинкс», «Певучесть есть в морских волнах...» , «От жизни той, что бушевала здесь...».
И.С. Тргенев - повесть «Поездка в Полесье», стихотворение в прозе «Природа».
В. Астафьев - повествование в рассказах «Царь-рыба».
Ч. Айтматов - роман «Плаха».
Б. Васильев -повесть «Не стреляйте в белых лебедей».
Слайд 11Примерные проблемы и аргументы
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Проблема взаимодействия человека
и природы. Как достичь гармоничного сосуществования?
Поэма неизвестного автора -
«Слово о полку Иrореве».
К.Г. Паустовский - сказка «Растрепанный воробей».
Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир.
Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир».
Ю. Яковлев - рассказ «Разбуженный соловьями».
Ю. Нагибин - рассказ «Зимний дуб».
Слайд 12Примерные проблемы и аргументы
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Какие чувства пробуждает
в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе
любовь к Родине.
С.А. Есенин - стихотворения «О пашни, пашни, пашни ...», «Спит ковыль, равнина дорогая».
Н.М. Рубцов - стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны ...», «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы».
К.Г. Паустовский - рассказ «Ильинский омут».
Проблема восприятия человеком красоты природы.
В. Солоухин - сборник «Трава: Этюды о природе».
Слайд 13Примерные проблемы и аргументы
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
К.Г. Паустовский -
сборник «Мещерская сторона».
К.Г. Паустовский - рассказ «Ильинский омут».
Какова осень в
России? Почему это время года столь любимо писателями и художниками?
А.С. Пушкин - стихотворение «Осень».
Картина И. Левитана «Золотая осень».
Проблема отношения человека к «братьям нашим меньшим». Животные - наши верные друзья и помощники
А.П. Чехов -рассказ «Каштанка».
С.А. Есенин - стихотворения «Табун», «Сукин сын», «Лебедушка».
Слайд 14Афоризмы о природе и человеке
«Природа не имеет органов речи, но
создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует»
Иоганн
Гёте
«Природа может все и все творит» Мишель Монтень
«Предзнаменований не существует. Природа не посылает нам вестников — для этого она слишком мудра или слишком безжалостна» Оскар Уайльд
«Болезнь есть целебное средство самой природы с целью устранить расстройство в организме; следовательно, лекарство приходит лишь на помощь целительной силе природы» Артур Шопенгауэр
Слайд 15Афоризмы о природе и человеке
«Чем больше вникают в деяния природы,
тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в
своих деяниях» Александр Радищев
«Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром» Александр Герцен
«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей» Фрэнсис Бэкон
«Природа — как фокусник: за ней нужен глаз да глаз» Сэмюэл Батлер
«Природа наделила женщину огромной властью, и нет поэтому ничего удивительного, что законы эту власть ограничивают»
Самюэл Джонсон
Слайд 16Афоризмы о природе и человеке
«Жизнь природы есть непрерывное творчество, и
хотя все в ней рождающееся умирает, ничто не гибнет в
ней, не уничтожается, ибо смерть есть рождение» Николай Станкевич
«Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка» Жюль Ренар
«Природа проста и не роскошествует излишними причинами»
Исаак Ньютон
«Природа, должно быть, не создавала еще женщины, настолько уродливой, чтобы она могла остаться совершенно равнодушной к похвале, воздаваемой ее наружности» Филип Честерфилд
«Природа ничего не делает просто так» Томас Браун
Слайд 17Определение понятия слова „природа“
Экологический энциклопедический словарь.
ПРИРОДА,
1. Все существующее во
Вселенной, органический и неорганический мир.
2. Совокупность естественных условий на Земле
или в какой-либо ее части, включающая рельеф, растительный и животный мир, климат.
3. Основные свойства, сущность.
Слайд 18Тезисы о природе
Русская классическая литература представляет благодатный материал для
воспитания в человеке любовного отношения к природе. Трудно найти в
мире другую национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «Природа и человек». Описания природы в русской классической литературе – это не просто фон, на котором разворачивается действие, они имеют важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается и внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.
Слайд 19Тезисы о природе
«Человек и природа - единое целое. Все
мы - порождение природы, ее часть».
Окружающая природа может изменить
человека, сделать его счастливым.
Необходимо бережно относиться к природе.
Изучение природы приучает подчиняться ее законам.
Человек, равнодушный к природе, обкрадывает, обедняет себя.
Насилие над природой вызывает возмущение стихийных сил.
Слайд 20Аргументы
Перу Пришвина принадлежат повести, сказки, очерки, дневники, автобиографический роман,
где он пишет о природе. В книгах проявилась оригинальность пришвинского
таланта: он сочетает реалистическое воссоздание жизни с романтическими представлениями о мире. В произведении «Кладовая солнца» объединены правда и сказка. Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». Пришвин видит реальность, ее темные и светлые стороны, но наполняет ее новым смыслом и доносит до нас свои убеждения о возможности жить прекрасно.
Слайд 21Аргументы
В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения
человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева,
должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего. Природа может отомстить. О справедливом возмездии взывает Царь-рыба, израненная человеком. Перед угрозой «потребительства», оказалась и природа, и сам человек. Но только природные натуры способны выстоять под напором агрессивного, браконьерского образа жизни современного человека.
Слайд 22Аргументы
Герои Чехова в комедии «Вишневый сад» растеряны и не
понимают хода жизни. Это непонимание выявляется в отношении к саду.
Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, связан с судьбами нескольких поколений - прошлых, настоящих и будущих. Многогранно символическое наполнение образа: красота, прошлая культура, наконец, вся Россия... Одни видят сад таким, каким он был в невозвратном прошлом. Для других разговор о саде - только повод для амбиций, третьи, думая о спасении сада, на самом деле, губят его, четвертые гибель сада приветствуют... Гибель сада - это гибель человека, гибель культуры.
Слайд 23Аргументы
В небольших по объему рассказах Рэя Брэдбери «И грянул
гром» и «Земляничная поляна» звучит предупреждение о том, что может
случиться с нашей цивилизацией, если нарушится связь человека и природы. Автор, путешествуя во времени,
рассказывает нам две разные истории: одна - из прошлого, другая - из будущего, Но объединяет их одна мысль. Может случиться катастрофа, если мы нарушим хрупкое равновесие в природе.
Слайд 24
Источники:
Амелина Е. В. Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С)
И.П.
Цыбулько Отличник ЕГЭ Русский язык
http://egerus.ru/composition/getArgumentsFree.html?themeid=21
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/6151/%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%90
http://www.bankoboev.ru/fons/NjM3OQ==/Bankoboev.Ru_otkrytaya_kniga.jpg
http://portfoliobib.ucoz.ru/shablon/fon_v_linejku.jpg