Слайд 1Рожнова Евгения Евгеньевна
учитель русского языка
МБОУ средняя общеобразовательная школа №
145
Методическая разработка
раздела образовательной программы
по русскому языку
Раздел:
«Имя прилагательное»
6 класс
Слайд 21.1. Роль изучения русского языка в школе
Язык – по своей специфике
и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения
и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения народов России.
Курс русского языка как учебного предмета направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку
Слайд 3Целями преподавания русского языка в школе являются формирование коммуникативной, лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Слайд 4
1.2. Разделы программы «Русский язык 6 класс»
Слайд 5Особенности раздела
«Имя прилагательное»
Слайд 6Цели и задачи раздела:
Цель: овладение обучающимися знаниями, умениями, навыками по теме
«Имя прилагательное»
Задачи:
Углубить представления обучающихся о роли имени прилагательного в речи,
способах образования имен прилагательных. Научить определять синтаксическую функцию прилагательных разных форм в предложении и правильно их употреблять;
Отработать умения правильного написания НЕ с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксов прилагательных, сложных прилагательных;
Формировать речевую культуру обучающихся. Способствовать овладению нормами русского литературного языка и обогащению словарного запаса обучающихся.
Слайд 7
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в
соответствии с возрастными особенностями
Внимание подростка характеризуется объемом и специфической избирательностью,
устойчивостью и высокой интенсивностью, становится хорошо управляемым процессом и увлекательной деятельностью.
Память. Объем увеличивается за счет логического осмысления материала, наращивается полнота, системность и точность воспроизводимого материала, становится допустимым запоминание абстрактного материала.
Мышление Подросток способен самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения.
Слайд 8Учащиеся 6 класса, в котором я работаю, имеют познавательные способности,
соответствующие своим возрастным особенностям.
Класс условно можно поделить на 3 группы:
30%
- способные, быстроуспевающие дети;
50% - среднеуспевающие;
20% - слабоуспевающие ввиду быстрой утомляемости нервной системы.
Слайд 9Общий объем знаний и умений по русскому языку, заложенный в
УМК, построен на следующих принципах:
-коммуникативная направленность;
-дифференцированное и интегрированное обучение
по всем видам деятельности;
-сознательное и активное овладение материалом.
Слайд 10Информационные технологии позволяют:
организовать групповую и самостоятельную работу на уроке,
способствуют совершенствованию
практических умений и навыков учащихся,
позволяют индивидуализировать процесс обучения,
повышают интерес к
урокам,
активируют познавательную деятельность,
развивают творческий потенциал учащихся.
Слайд 11Формы работы на уроках:
- индивидуальная (обособленная);
групповая (на уровне
- дифференциации
обязательных
результатов);
- фронтальная
Слайд 12
Ожидаемые результаты освоения раздела
программы:
Учащиеся овладевают:
Углубленным представлением о значении имени прилагательного в
речи;
Знанием способов образования имен прилагательных и правилах правописания;
Умением определять синтаксическую роль имен прилагательных разных форм в предложении и правильно их употреблять;
Знанием и правильным использованием различных видов орфограмм при написании имен прилагательных;
Формированием речевой культуры, овладением литературными нормами, обогащением словарного запаса обучающихся.
Слайд 13 Виды уроков:
Уроки изучения нового;
Комбинированные уроки;
Уроки применения знаний;
Уроки формирования практических
умений и навыков;
Уроки повторения и систематизации;
Уроки контроля.
Формы проведения занятий:
урок-беседа;
практические занятия;
урок
– путешествие;
урок – исследование.
Методы обучения:
Эвристический;
Исследовательский;
Объяснительно-иллюстрационный (рассказ, беседа с опорой на правило, письменное упражнение);
Репродуктивный (пересказ, работа с книгой, списывание готового материала, выполнение задания по образцу);
Метод проблемного обучения;
Метод организации учебно-познавательной деятельности;
Метод стимулирования и мотивирования;
Метод контроля и самоконтроля.
Слайд 14Основные виды деятельности обучающихся, используемые технологии
Работа с текстом:
сворачивание;
распределение информации;
составление опорных
схем;
Исследовательская деятельность:
наблюдение над языковыми явлениями;
нахождение противоречий (различий);
соотношение понятий;
Тестовые технологии;
Проектная деятельность;
Здоровьесберегающие;
Игровые
технологии.
Слайд 15
Основными формами контроля являются:
диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический);
диктант
с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный,
морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический);
сочинение (по данному сюжету, данному началу, по рисункам);
изложение (подробное, выборочное, сжатое);
тест;
терминологический диктант;
устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.
Слайд 16Календарно-тематическое планирование по разделу «Имя прилагательное»
Слайд 20
Заключение
Известно, что курс русского языка 6 класса вызывает трудности у
учеников в усвоении, а у учителей – в подаче материала.
В методической разработке я старалась учесть современные требования, предъявляемые к урокам русского языка. Это прежде всего реализация взаимосвязанных задач обучения: вооружение учащихся знаниями основ науки о языке (знание признаков грамматических понятий, их классификации и т.д.); формирование умений практического владения родным языком (его орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами), умение чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях; воспитание чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи.
Слайд 21Список используемой литература:
Безымянная О.М. Диктанты с комплексным анализом текста /
О.М. Безымянная, С.А. Лукьянов. - М.: Айрис, 2003.
Костяева Т.А. Тесты,
проверочные и контрольные работы по русскому языку: Т.А. Костяева- М.: Просвещение, 2006.
Малюшки А.Б. Комплексный анализ текста. – М.: «Творческий центр», 2007.
Михайлова С.Ю. Дидактический материал по русскому языку для 5-7 классов средней школы / С.Ю. Михайлова, О.Ю. Шарапова. - СПб: Специальная литература, 1998.
Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку в 6 классе. – М.: «Экзамен», 2006.
Трошин В.В. Слова и числа: Занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях. - Волгоград: Учитель, 2006.