Слайд 1Для чего нужны синонимы и антонимы?
Учитель русского языка и литературы
Балакирева
Татьяна Анатольевна,
МОУ СОШ № 256
г. Фокино
Приморский край
Урок развития речи в
5 классе
по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой
Слайд 2Прочитайте текст
Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел.
Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо
над городом сияло чистейшей голубизной.
(М. Ефетов.)
Определите тему и основную мысль текста.
Каким способом связаны предложения в тексте?
Слайд 3Определите значение слов
Блестеть
Сверкать
Сиять
- издавать блеск.
- издавать яркий, переливающийся блеск.
-
излучать сильный, яркий, но ровный свет.
Слайд 4Лингвистический эксперимент
Дрожит изумрудная капля
В зелёной ладошке ольхи.
(Г. Граубин.)
Укажите в тексте
синонимы.
Как изменится звучание стихотворения, если слово изумрудная заменить его синонимом
зелёная?
Слайд 5Сравните
1. Если вместо слова изумрудный поставить его синоним зелёный, то
не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая
есть в этих строках поэта.
2. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца.
3. Изумрудный – от слова изумруд. А изумруд – не просто зелёный камень, а ярко-зелёный, прозрачный, драгоценный.
Слайд 6Сделайте вывод
Синонимы позволяют выразить мысль наиболее … .
Слайд 7Из воспоминаний Валерии Дмитриевны Пришвиной о реке Векше (в Подмосковье)
Чистая
вода на солнечном свету вся была покрыта ковром водяных лилий,
белых и жёлтых.
Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в жёлтом под музыку быстро бегущей реки; волны под ними переливались на солнце тоже как музыка.
Слайд 8Работа над миниатюрой Пришвина М.М. «Бал на реке»
Упр. 205.
Объясните смысл
заглавия.
Найдите синонимы. Определите их роль.
Запишите текст.
Слайд 9Текстовые синонимы
Что такое текстовые синонимы?
Слова, которые только в данном тексте
обозначают одно и то же, называют текстовыми синонимами.
Какова их роль?
Текстовые
синонимы позволяют избегать ненужных повторов и могут быть сцепляющими словами.
Слайд 10Найдите текстовые синонимы
Спишите предложения с этими словами
… Я сидел у
шалаша, греясь на солнце после едкого утреннего тумана. Вдруг по
моим ногам скользнула чья-то тень. Я вскинул голову и увидел ястреба. Хищник стремительно мчался к реке, прижав к бокам свои сильные крылья.
Каким способом связаны выписанные вами предложения? Какую роль в их связи играют текстовые синонимы?
Слайд 11Прочитайте словарную статью, найдите в ней синонимы; подумайте, для чего
они здесь употреблены?
Отчизна, сущ. ж.р., только ед.ч., р.п. Отч-изн-ы (книжн.).
Родина, отечество. Мой друг, отчизне посвятим/ Души прекрасные порывы. (А.С. Пушкин.)
Подбор синонимов – один из способов толкования лексического значения слова.
Слайд 12Употребление антонимов в речи
Какова роль антонимов в речи?
Антонимы придают речи
ясность, выразительность.
Являются одним из способов толкования лексического значения слова.
Слайд 13Найдите антонимы
Какую мысль они помогают выразить наиболее ярко?
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к
нам,
Принесите нам
Лето тёплое,
Унесите от нас зиму,
Зиму холодную.
(Детская народная песенка.)
Напишите текст
по памяти
Слайд 14К выделенным словам подберите антонимы и вставьте их на месте
точек
1) На чужбине и калач не в радость, а на
… и чёрный хлеб всласть.
2) Маленькое дело лучше большого … .
3) Корень ученья горек, да плод его … .
4) Легко сказать, да … доказать.
5) Вперёд беги, а … оглядывайся.
Слайд 15 В тех случаях, когда слово имеет чёткий антоним, он приводится
в толковании лексического значения слова (в качестве дополнительной характеристики его)
с пометкой противоп. (противоположное). Например, чёрный – цвета сажи, угля; противоп. белый.
Слайд 16На месте точек поставьте антоним, дополняющий толкование лексического значения слова
Высокий
– имеющий большое протяжение снизу вверх, расположенный на значительной высоте;
противоп. … .
2) Активный – деятельный, энергичный, инициативный; противоп. … .
3) Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является, отечество; противоп. … .
Слайд 17Подведём итоги
Для чего нужны синонимы?
Что такое текстовые синонимы? Какова их
роль в речи?
Для чего нужны антонимы?
Слайд 18Использованные материалы
Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учеб. Пособию «Русская
речь. 5 -7 классы»: 5 кл. – 2-е изд., стереотип.-
М.: Дрофа. 2000
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001
http://www.proshkolu.ru/user/Tatyana-Primorie/folder/85040/