Слайд 1Имя существительное и его роль в предложении (6 класс).
Слайд 2Цели урока: повторить, обобщить, закрепить знания и навыки учащихся об
имени существительном:
общее значение;
морфологические признаки;
синтаксическая роль.
Тип урока: урок – повторение с применением
ИКТ.
Слайд 3«Имя существительное - хлеб языка».
Лев Васильевич Успенский
Слайд 4Роман Михаила Алексеева
«Хлеб – имя существительное»
Слайд 5Что обозначает имя существительное?
- конкретные предметы (дом, книга, поле,…)
-
вещества (бензин, железо, молоко, мясо,…)
- качества и свойства (
хрупкость, верность, честность,…)
- действие или состояние ( бег, ходьба, изумление, восхищение,…)
-живые существа и растения (пшеница, кошка, человек,…)
-явление природы (вьюга, радуга,…)
-общественные явления (праздник, олимпиада,…)
-географические названия (Чагра, Байкал,…)
Слайд 6
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на
всех
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И хлеб-соль-
это русский обычай,
Словно символ людской доброты.
Прослушайте стихотворение и устно дополните ряды существительных.
Слайд 7Работа с текстом (определить падеж выделенных слов)
Испокон веков хлеб
был непростой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния,
но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей. О хлебе созданы разного рода поверья, легенды, сказки, были. Хлеб – это и рука друга, протянутая в час испытаний. Хлеб – солдат, дипломат и строитель.
Поэтому отношение к хлебу должно быть поистине святое. А как бывает горько и обидно, когда видишь в столовой разбросанные на полу или втоптанные в грязь куски хлеба.
Слайд 8 Физкультминутка
Солнце глянуло на парту…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Слайд 9Р…бота у крестьян ос…нью заметно убывает,
но все же они
не остаются без дела. В начале
осени нужно п…хать и
засевать …зимые п…ля, потом надо свозить хлеб с полей в риги. Свезши хлеб, надобно сушить его в овине, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до поз…него вечера слышатся осенью на гумнах.
Задание.
Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их
правописание.
Слайд 10У нашего господина
Хоть овин гори,
У богатого гумна
Кто ленив с сохой,
Составьте
пословицу
и определите падеж имен существительных
молотильщиков корми
ни ржи, ни
овина
тому и год плохой
и свинья умна
Слайд 11У нашего господина
Хоть овин гори,
У богатого гумна
Кто ленив с сохой,
ни
ржи, ни овина
молотильщиков корми
и свинья умна
тому и год плохой
Слайд 12Словарная работа
Хлеб, урожай, комбайн, колосья, рожь.
Задание 1. Составить словосочетание с
любым записанным словом, разобрать его (словосочетание).
Задание 2. Определить род,
число, падеж главного и зависимого слов.
Имена существительные согласуются с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
Слайд 13Отгадай загадки!
Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две
недели наливает,
Две недели подсыхает?
Слайд 14Железный нос
В землю врос;
Роет, копает,
Землю разрыхляет.
Слайд 15Лежит мужичок в золотом кафтане.
И комковато,
И ноздревато,
И мягко,
И ломко,
А всех
милей.
Слайд 17Хлеб - батюшка
Худ обед
Хлеба ни куска
Хлеб да вода
-
Хочешь есть калачи –
вода - матушка
так
и в горнице тоска.
не сиди на печи
когда хлеба нет.
мужицкая еда.
Игра «КТО БЫСТРЕЕ»
Слайд 18Домашнее задание
Написать небольшое сочинение на тему «Имя существительное –
хлеб языка».