Слайд 1Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Урок-сказка
(5-й
класс)
Слайд 2Цели и задачи урока:
Познавательные:
систематизация и обобщение знаний по теме «Имя
существительное» (категория одуш./неодуш., собствен./нариц., род, число, склонение, падеж).
Практические:
повторить и
закрепить правила написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе;
совершенствование умения написания о – е после шипящих и ц в корне и окончаниях существительных;
повторить и сделать вывод о синтаксической роли имени существительного;
повторить план морфологического разбора имени существительного, синтаксического разбора предложения;
закрепить навыки самостоятельной работы и индивидуальной работы;
подготовка к контрольному диктанту.
Воспитательные:
воспитание чувства любви к народному творчеству (сказка «Царевна-лягушка»); развитие речи учащихся, памяти, сообразительности;
воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.
Слайд 3Русские народные сказки
Колобок
Теремок
Репка
Курочка Ряба
По щучьему велению
Иван-царевич и серый волк
Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка
Царевна-лягушка
Морозко
Гуси-лебеди
Хаврошечка
Иван – крестьянский сын и чудо-юдо
Лиса и
журавль
Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Слайд 4Царевна-лягушка
Русская народная сказка
Баба-Яга
Василиса Премудрая
Кощей Бессмертный
Её герои:
Слайд 6Волшебная сказка –
это народно-поэтическое произведение о
вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
Вымысел
Вмешательство в
жизнь человека добра или зла
Слайд 7 Наша сказка тоже волшебная, и в
ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через
волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное. Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться.
Слайд 8Основные морфологические признаки существительного:
Постоянные признаки:
Собственное или нарицательное;
Одушевлённое или неодушевлённое;
Род (если
есть);
Склонение.
Непостоянные признаки:
Падеж;
Число (если есть)
Слайд 9Путешествие по сказочному лесу !
Слайд 10Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.
Задание:
записать эти советы, подчеркнуть существительные как члены предложения.
Слезами горю
не поможешь.
Риск – благородное дело.
Волков бояться – в лес не ходить.
Слайд 11Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь.
Слайд 13Рассмотреть иллюстрацию, на которой изображен медведь, записать имена существительные, определить
их склонение.
Слайд 14Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень.
Задумался он: какое
существительное селезень: собственное или нарицательное?
Слайд 16Задание-игра.
“Я знаю 5 имен …”. Записать пять:
имен сказочных героев;
названий волшебных вещей;
названий русских народных сказок.
Слайд 17 Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц:
-
Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное
заяц: одушевленное или неодушевленное?
Слайд 18Задание: Распределить существительные в две колонки: одушевленные и неодушевленные.
Заяц, клубок,
царь, тропинка, сундук, Кощей, сыновья, Иван, медведь, игла, дуб, избушка,
лягушка.
Слайд 19Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает.
Щука умной
оказалась, загадки стала загадывать.
Слайд 20Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначить в них изученные
орфограммы
Слайд 21 А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед
ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга.
Она-то
и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных и вопросы к ним. А вы знаете?
Слайд 23Задание. Выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить
падеж.
Трудно добыть смерть Кощея. Та игла - в яйце,
яйцо - в утке, утка - в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.
Слайд 24Смерть – В.п.
Кощея – Р.п.
Игла – И.п.
В яйце – П.п.
Яйцо
– И.п.
В утке – П.п.
Утка – И.п.
В зайце – П.п.
Заяц
– И.п.
В сундуке – П.п.
Сундук – И.п.
На дубе – П.п.
Слайд 25
Бросился
Иван-царевич
к заветному дубу.
Висит на том дубе сундук,
а на нем надпись:
В этом сундуке Кощей прячет свою смерть.
Задание.
Выполнить морфологический разбор существительных из данного предложения.
Слайд 26I (в) сундуке – сущ. 'Предмет '
II 1. Н.ф. –
Сундук.
2. пост.: нариц., неодуш., м.р., 2-го скл.
3. непост.: в
П.п., в ед.ч.
III Прячет (где?) в сундуке – обстоятельство места.
Слайд 27I Кощей – сущ. 'Предмет '
II 1. Н.ф. – Кощей
2.
пост.: собст., одуш., м.р., 2-го скл.
3. непост.: в И.п.,
в ед.ч.
III Прячет (кто?) Кощей – подлежащее.
Слайд 28I Смерть – сущ. 'Предмет '
II 1. Н.ф. – Смерть
2.
пост.: нариц., неодуш., ж.р., 3-го скл.
3. непост.: в И.п.,
в ед.ч.
III Прячет (что?) смерть – прямое дополнение.
Слайд 29Чем же закончится наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису
Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного?
Ответ на этот вопрос нам
даст имя существительное. Отгадайте его.
Корень тот же, что в слове победный. Первый суффикс – из глагола вылечить, второй – последний в слове преподаватель.
Слайд 31И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. И помогли ему
вы.
Молодцы!
Спасибо за работу!
Итоги урока