Разделы презентаций


Интегрированный урок русского языка и литературы

Тема урока. Русское слово как воплощение сознания народа:или об«умении жить». (приёмы моделирования эссеистического текста).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Интегрированный урок русского языка и литературы
Суть русского человека определяет, с

одной стороны, расчет на чудо, а с другой стороны -

убеждение, что все решает не сила, а сострадание, доброта, созерцательность, отзывчивость.
Н. Михалков



Русский -это не национальность, а настроение.
В.Пьецух

Интегрированный урок русского языка и литературыСуть русского человека определяет, с одной стороны, расчет на чудо, а с

Слайд 2Тема урока. Русское слово как воплощение сознания народа:или об«умении жить». (приёмы

моделирования эссеистического текста).

Тема урока.  Русское слово как воплощение сознания народа:или об«умении жить».  (приёмы  моделирования эссеистического текста).

Слайд 3Принципы создания эссе:
1.Тема развернута максимально широко;
2.Аргументы из литературы;
3.Цитация-один из приемов


создания эссе;
4.Выводы.
Задачи урока: собрать, обобщить, синтезировать данные для написания сочинения

в форме эссе с привлечением литературного материала.
Принципы создания эссе:1.Тема развернута максимально широко;2.Аргументы из литературы;3.Цитация-один из приемов создания эссе;4.Выводы.  Задачи урока: собрать, обобщить,

Слайд 5ЛКЗ № 1. Прочитайте пословицы и поговорки, найдите среди них

русские , объясните свой выбор и запишите их в тетрадь.

Как вы думаете менталитету какого народа могут соответствовать две другие пословицы?
 
1. Кто рано ложится и рано встаёт, здоровье, богатство и ум наживёт.
2. Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.
3. Когда бедность входит в дверь, любовь вылетает в окно.
4. Всё в мире творится не нашим умом, а божьим судом.
5. Денег нет, зато сам золото.

ЛКЗ № 1. Прочитайте пословицы и поговорки, найдите среди них русские , объясните свой выбор и запишите

Слайд 6ЛКЗ № 2. Составьте словосочетания, включив в них указания на

определяющий стереотип поведения людей разных национальностей.
 
(……………) деловитость; точен, как (…………….);

(.................) в словах горд, в делах тверд; добиваться своего с упорством (…………….);(……………)душа нараспашку; уйти (……………..) не прощаясь; (……………..) галантность; (……………….)человек задним умом крепок; говорит быстро, как все (………………..); с (……………….) дотошностью; (………………) чопорность; с лёгкостью, как это делают (……………..); холоден, как (………………..); (……………..) гостеприимство.

ЛКЗ № 2. Составьте словосочетания, включив в них указания на определяющий стереотип поведения людей разных национальностей. (……………) деловитость;

Слайд 7(Американская) деловитость; точен, как (немец);(русский) в словах горд, в делах

тверд; добиваться своего с упорством (китайца);(русская)душа нараспашку; уйти

(по-английски) не прощаясь; (французская) галантность;(русский)человек задним умом крепок; говорит быстро, как все (итальянцы); с (немецкой) дотошностью; (английская) чопорность; с лёгкостью, как это делают (французы); холоден, как (англичанин);(русское) гостеприимство.

(Американская) деловитость; точен, как (немец);(русский) в словах горд, в делах тверд; добиваться   своего с упорством

Слайд 8ЛКЗ № 3. Прочитайте два публицистических текста Толстого и Достоевского

и дополните «пейзаж русской души», выписывая из текстов сочетания слов

– средства выразительности (фразеологизмы, сравнения, эпитеты, метафоры), а также выпишите сочетания слов, дополняющие «портреты других» (французов и англичан).
 
Между ними (англичанами) и нами (русскими) – некая стена стеклянная; у них свой мир, круглый и твёрдый, похожий на тщательно расцвеченный глобус. В их душе нет того вдохновенного вихря, биения, сияния, плясового неистовства, той злобы и нежности, которые заводят нас, Бог знает, в какие небеса и бездны; у нас бывают минуты, когда облако на плечо, море по колено, - гуляй, душа… Ничто не заставит их, не похожих на русских, оголить грудь, хлопнуть шапку оземь…
 
Совершенно другие свойства я вижу у французов... У них затруднено общение в русском смысле слова. Соприкосновение душ почти невозможно. Всегда остаётся дистанция. В общении есть большая условность, условная вежливость и любезность. Французы любят говорить комплименты, и очень трудно различить их настоящие чувства. Преобладают интеллектуальность и чувственность, слабы сердечность и душевность. Но есть и качества, отсутствующие у русских. Есть нежелание вторгаться во внутреннюю жизнь другого человека и быть неделикатными… Есть уважение к мысли; от анализа вашей мысли не переходят к анализу вашей личности, как часто у русских. Французы менее скромные и более самоуверенные, чем русские.
 

ЛКЗ № 3. Прочитайте два публицистических текста Толстого и Достоевского и дополните «пейзаж русской души», выписывая из

Слайд 9“Savoir vivre”, - говорят французы, подразумевая “умение жить”. Во французской культуре

и ментальности “умение жить” = “получение удовольствия”
Элементы французской ментальности в

романе-эпопее “Война и Мир” (Курагины, Берги, Друбецкие, Наполеон)

эгоизм

индивидуализм

тщеславие

рационализм

самоуверенность

самообладание

национальный индивидуализм

“Savoir vivre”, - говорят французы, подразумевая “умение жить”. Во французской культуре и ментальности “умение жить” = “получение

Слайд 10“Умение жить” по-русски значит “умение выживать”, “способность к самопожертвованию”
Элементы русской

ментальности в романе-эпопее “Война и Мир” (Ростовы, Болконские, Платон Каратаев,

Безуховы, Кутузов)

человеколюбие

патриотизм

гражданственность

любовь

семья

долг

справедливость

чувство личной ответственности за происходящее

готовность к нравственному самопожертвованию

культура

“Умение жить” по-русски значит “умение выживать”, “способность к самопожертвованию”Элементы русской ментальности в романе-эпопее “Война и Мир” (Ростовы,

Слайд 11ЛКЗ № 4. Перед вами разные характеристики «ума» из «Словаря

эпитетов русского литературного языка» .Соотнесите эти характеристики с героями романа-эпопеи

«Война и мир».
Ум сметливый и здравый, коварный и надменный, неподвижный и ленивый, весёлый и насмешливый, жадный и восприимчивый, природный, стихийный, ловкий и цепкий, творческий и пытливый, холодный и бесстрастный, ясный, практический.

ЛКЗ № 4. Перед вами разные характеристики «ума» из «Словаря эпитетов русского литературного языка» .Соотнесите эти характеристики

Слайд 12Ум сметливый и здравый, жадный и восприимчивый, природный ,живой; (КУТУЗОВ,

ВАСИЛИЙ ДЕНИСОВ, ПЛАТОН КАРАТАЕВ ,КАПИТАН ТУШИН,ПЬЕР БЕЗУХОВ,НАТАША РОСТОВА,КНЯЖНА МАРЬЯ); коварный

и надменны ;(ВАСИЛИЙ,ЭЛЕН,АНАТОЛЬ КУРАГИНЫ, БОРИС ДРУБЕЦКОЙ, НАПОЛЕОН) неподвижный и ленивый(СОНЯ, ИППОЛИТ КУРАГИН), стихийный, ловкий и цепкий(ФЕДОР ДОЛОХОВ,НИКОЛАЙ РОСТОВ); творческий и пытливый, холодный и бесстрастный(АННА ШЕРРЕР,КНЯГИНЯ ДРУБЕЦКАЯ), ясный, практический, критичный( ОТЕЦ И СЫН БОЛКОНСКИЕ, БАГРАТИОН).
 

Ум сметливый и здравый, жадный и восприимчивый, природный ,живой; (КУТУЗОВ, ВАСИЛИЙ ДЕНИСОВ, ПЛАТОН КАРАТАЕВ ,КАПИТАН ТУШИН,ПЬЕР БЕЗУХОВ,НАТАША

Слайд 14Умение жить во французском и русском языковом сознании сориентировано на

разные модели поведения: во французской культуре приоритетным является соблюдение правил

приятного общения, превращение общения в тонкое искусство и источник удовольствия, демонстративность и публичность умения жить; в русской лингвокультуре приоритетно искреннее поведение, при этом этикетность рассматривается как препятствие для общения и сближения. В общении русским свойственно искать не удовольствие, а взаимопонимание, поэтому светская приятная беседа считается пустым времяпрепровождением. Из этого принципиального различия вытекает вывод о разном социальном стереотипе общения в сравниваемых лингвокультурах.

Вывод:

Умение жить во французском и русском языковом сознании сориентировано на разные модели поведения: во французской культуре приоритетным

Слайд 15Создание речевого произведения (индивидуальное смыслотворчество).
 
Напишите эссе на одну из тем,

используя в качестве аргументов роман-эпопею «Война и мир».
 
1.Об «умении жить»

французов и русских.
2. Умение жить- удовольствие и (или)..?

Домашнее задание.

Создание речевого произведения (индивидуальное смыслотворчество). Напишите эссе на одну из тем, используя в качестве аргументов роман-эпопею «Война и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика