Разделы презентаций


Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Содержание

Русский язык является одним из богатейших языков мира со сложной и интереснейшей историей развития. Нельзя забывать о том, что русский язык входит «клуб мировых языков». Он вместе с английским, арабским, испанским,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Использование национально – регионального компонента на уроках русского языка в

начальной школе в рамках реализации ФГОС.
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ

СОШ №4 г. Тверь
Зайцева Ирина Михайловна

Тверь, 2016

Использование национально – регионального компонента на уроках русского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС.Подготовила учитель

Слайд 2





Русский язык является одним из богатейших языков мира со сложной

и интереснейшей историей развития. Нельзя забывать о том, что русский

язык входит «клуб мировых языков». Он вместе с английским, арабским, испанским, китайским, французским обладает статусом рабочего языка ООН, ЮНЕСКО и многих других международных организаций.
Русский язык является одним из богатейших языков мира со сложной и интереснейшей историей развития. Нельзя забывать о

Слайд 4Введение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения

с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся

культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
Введение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на

Слайд 5Тверская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и

языковые особенности.

Тверская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности.

Слайд 6Необходимость краеведческого подхода при обучении младших школьников объясняется несколькими причинами:

Необходимость краеведческого подхода при обучении младших школьников объясняется несколькими причинами:

Слайд 8Изучение русского языка на региональной основе предполагает последовательное и систематическое

включение в общеобразовательную программу местного языкового материала. Объектом лингвистического краеведения

могут быть местные говоры, городское просторечие, язык местного фольклора, исторических документов.

Изучение русского языка на региональной основе предполагает последовательное и систематическое включение в общеобразовательную программу местного языкового материала.

Слайд 9В рамках внедрения национально-регионального компонента на уроках русского языка уместным

будет использование таблиц - опор со словами - названиями растений

и животных, которых можно встретить в Тверской области, с названиями улиц родного города.

ЖИ- жимолость
ШИ-кувшинка

ЧА- чайка
ЩА - щавель


Рыбалка, дед Иван, карась, щука, камыши, лебеди, крик, сеть, лапа, лодка, спасение - используя предложенные слова, устно составьте и запишите 3-4 предложения. Выделите орфограммы. Составьте схемы получившихся предложений.

В рамках внедрения национально-регионального компонента на уроках русского языка уместным будет использование таблиц - опор со словами

Слайд 10Расширению лингвистического кругозора учащихся, развитию творческих возможностей, повышению общей языковой

культуры школьников на уроках русского языка способствует этимологический анализ, например,

использование лексических упражнений с применением историзмов, диалектов, архаизмов, знакомство с топонимикой региона, с этимологическим анализом слов.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…


Тинóтья – это паутина
Ледúна – это небольшой надел, участок
Рёлка – это возвышенное место в лесу
Глóбка – это тропинка
Пýнюшка – это сарай
Вáтора – это гурьба, толпа
Отвóлгнуть – это отсыреть
Лóжитник – это деревянная ёмкость для мойки столовых приборов Торжокские диалекты

Расширению лингвистического кругозора учащихся, развитию творческих возможностей, повышению общей языковой культуры школьников на уроках русского языка способствует

Слайд 11А вот ещё:

Насохлина, м. – То, что высушено. «Велика-ль насохлина?

– Да пять бабок». (Калининский район.)
Балахон, м. – Зимняя мужская

верхняя одежда из домотканной шерсти, с борами. «Раньше плащей-то не было, одевали балахоны, они смолёные были, штоб дошть не пробивал». (Осташковский район.)
Дипломат, м. – Длинная верхняя женская (девичья) одежда на вате или на меху со сборками в талии, рукава с пышками. «Раньше были дипломаты, потом распускной клеш пошел».
(Конаковский район.)
Гуня,ж. – Детская пеленка. «Это раньше называли гуня, гунька, я теперь говорят пеленка». (Калининский район.)
Выпялиться, сов. – Одеться нарядно с целью показать сябя. «Куда-то ты выпялился, на показ что ли?» (Осташковский район.)
Судница, ж.- Широкая лавка в кухне, чулане. «На судницу ставят вёдра с водой» (Зубцовский район.)


А вот ещё:Насохлина, м. – То, что высушено. «Велика-ль насохлина? – Да пять бабок». (Калининский район.)Балахон, м.

Слайд 12Основной же вид работы на уроке, где бы четко отражался

национальный региональный компонент - это работа с текстом.


Основной же вид работы на уроке, где бы четко отражался национальный региональный компонент - это работа с

Слайд 13Задания при использовании текстов краеведческого характера :
- восстановить деформированный текст

(порядок предложений или знаки препинаний);
- выписать из текста основную мысль;
-

составить план текста;
- придумать и записать вступление или заключение к тексту;
- списать текст и выполнить какое-либо задание (подчеркнуть части речи, выделить орфограммы и т.п.);
- написать изложение, использую текст повествования, описания, рассуждения;
- письмо по памяти;
диктанты разных видов.


На уроках русского языка уместны будут и задания занимательного характера: отгадать загадки, кроссворды о животных и растениях края, составить свои. Такие упражнения помогают не только усваивать программный материал, но и формировать у учащихся общечеловеческие ценности, представления о целостности мира природы, общества и человека в них.

Задания при использовании текстов краеведческого характера :- восстановить деформированный текст (порядок предложений или знаки препинаний);- выписать из

Слайд 14©

Тема: «Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей»
Упражнение 1.
Прочитайте.

Спишите, подчеркните орфограммы.

Имена героев Великой Отечественной войны, в честь которых

названы улицы Твери: Базанова Лидия Андреевна, Савельева Прасковья Ивановна, Лиза Чайкина, Космодемьянская Зоя Анатольевна, Рихард Зорге, Ротмистров Павел Алексеевич, Кайков Павел Александрович.

Кто из вас живет на какой-либо из этих улиц? Как вы думаете, почему улицы носят их имена?
Спросите, пожалуйста, об этом своих родителей.


Тема: «Предлоги»
Упражнение 1.
Прочитайте предложения. Что можете сказать о них? Подберите заглавие и запишите предложения так, чтобы получился связанный текст. Предлоги подчеркните.

(У) них были гибкие шеи и длинные тонкие ноги.
(Под) вечер мы (у)видели этих чудесных птиц.
(От) серых журавлей трудно было (от)вести взгляд.
Как-то раз (с) дедом мы оказались (в) Тверской области (на) Савцинском болоте, где гнездятся серые журавли.

Кто видел серых журавлей? Как вы думаете, почему эта птица редко встречается?

©Тема: «Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей»Упражнение 1.Прочитайте. Спишите, подчеркните орфограммы.Имена героев Великой Отечественной войны,

Слайд 15Кроме того, на уроках русского языка можно использовать загадки тверского

региона
Маленький, кругленький, да шерстяной, а за хвост не подымешь. (Клубок)
Сборника

Ю. М. Соколова и М. И. Рожновой 1919-1926 гг. ФОЛЬКЛОР ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ Санкт-Петербург «Наука», 2003г.

Черен да не ворон, рогат да не бык, шесть ног без копыт. (Таракан)
Сборника Ю. М. Соколова и М. И. Рожновой 1919-1926 гг. ФОЛЬКЛОР ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ Санкт-Петербург «Наука», 2003г.



Тема: «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща».
Упражнение 1.
Отгадайте загадки. Запишите отгадки, подчеркните орфограмму.
Утка в море, а хвост на заборе. (Ковшик)
Кто всегда идет и с места не сойдет? (Часы)
 

Кроме того, на уроках русского языка можно использовать загадки тверского регионаМаленький, кругленький, да шерстяной, а за хвост

Слайд 16
Тема: «Правописание предлогов».
Упражнение 1.
Спишите, подчеркните предлоги, объясните их значение.
 
Время за

нами, время перед нами, при нас его нет.
За ветром в

поле не угонишься.

Дома с родителями попытайтесь объяснить, о чем эти пословицы.

Уместно использовать на уроках русского языка скороговорки, чистоговорки, которые способствуют формированию и развитию правильной чистой речи учащихся, а так же пословицы тверской земли

Тема: «Правописание предлогов».Упражнение 1.Спишите, подчеркните предлоги, объясните их значение. Время за нами, время перед нами, при нас его

Слайд 17Для подготовки данного выступления мы использовали
материалы следующих изданий:

 
ФОЛЬКЛОР

ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ. Сборник Ю. М. Соколова и М. И. Рожновой

1919-1926 гг. Санкт-Петербург «Наука», 2003г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ГОВОРОВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ. Выпуск 1-5. / Авт.-сост.: док. филол. наук Т. В. Кириллова, канд. филол. наук Л. Н. Новикова, Т. В. Габлина, Е. В. Николаева, ассистенты М. Е. Щербакова, М. В. Николаева (Чернышева). — Тверь: ТвГУ, 2004
 
Произведения авторов Тверской области, которые вы можете найти на сайте электронной библиотеки "Тверские авторы". Детская литература. http://authors.tvercult.ru/taxonomy/term/4 и на сайте

Литературная карта Тверского края. http://litmap.tvercult.ru/lit_associations/writers_union/index.html

Для подготовки данного выступления мы использовали материалы следующих изданий:  ФОЛЬКЛОР ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ. Сборник Ю. М. Соколова и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика