ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 6 КЛАССА
ЕВСЕЕВ АНТОН
УЧИТЕЛЬ: ПРОСКУРЯКОВА Е.Д.
Исследовательский проект
« По правилам орфоэпии»
Слайд 2Задачи проекта:
- выяснить, что изучает орфоэпия;
- выявить правила русского
произношения;
- найти историческое объяснение, как сформировалось современное русское литературное
произношение;
- составить список слов, постановка ударения в которых вызывает трудности.
Слайд 3Орфоэпия-
(от греч.orthos «простой, правильный» и epos «речь») –
раздел языкознания, изучающий произносительные нормы,
совокупность правил, устанавливающих нормализованное
произношение.
Слайд 4 Предметом изучения орфоэпии являются:
* звуковые особенности
речи (устная речь рассматривается не
вообще, а только с точки зрения его соответствия современным литературным нормам);
* правильное произношение звуков речи (гласных и согласных);
* правильное произношение звукосочетаний;
правильное произношение отдельных слов и их форм
Слайд 5 Произносительные нормы начали формироваться вместе с национальным языком на
основе московского говора и окончательно сложились во второй половине 19
века. Эти нормы, в основном, сохраняются и в наши дни.
Слайд 6Орфоэпическая норма
Ударение
Произнесение отдельных сочетаний
Слайд 7Ударение-
выделение какого-либо
слога в слове большей силой произнесения
и увеличением длительности.
Слайд 8Прочитайте правильно
Торты
Кухонный
Включим
Понявший
Закупорив
Наверх
Слайд 9Роль ударения в слове
Различает разные слова
Различает формы разных слов
Различает формы
одного слова
Различает функционально-стилистические варианты
Слайд 10Роль ударения в слове
Р а з л и ч а
е т
разные слова
замОк – зАмок, мукА –мУка,
трусИт – трУсит, погужЁнный – погрУженный
Слайд 11Роль ударения в слове
Р а з л и ч а
е т
формы разных слов
ношУ – нОшу, кружкИ
– крУжки, стрелкИ – стрЕлки, белкИ – бЕлки
Слайд 12Роль ударения в слове
Р а з л и ч а
е т
формы одного слова
косИте – кОсите,
носИте – нОсите
Слайд 13Роль ударения в слове
Р а з л и ч а
е т
функционально-стилистические варианты
лаврОвый лист –
семейство лАвровых (научн.)
Слайд 14Внимание!
Правила орфоэпии
в области ударения помогут
п р е д у п р е д
и т ь соответствующие ошибки.
Слайд 15Произносительная норма
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО 3 –го склонения
З а п о м
н и т е:
в горстú, в костú, в кровú, в
ночú, в связú, в степú, в тенú, в честú, на грудú, на печú, на цепú и др.
Слайд 16
другие предполагают два варианта ударения (на дверú и на двéри,
в клетú и в клéти)
Слайд 17Постановка ударения у глаголов в форме прошедшего времени разделена на
три группы .
* Ударение на основе во всех формах: бить
– бúл, бúла, бúло, бúли; по аналогии: брить, шить, дуть и т.д.
* Ударение на основе, кроме формы женского рода:брать – брáл, бралá, брáло, брáли; по аналогии: врать, гнать, дать и т. д.
* Ударение на приставке, кроме формы ж.р. :
донять – дóнял, донялá, дóняло, дóняли; по аналогии: замереть, занять, запереть и т.д.
Слайд 18Произносительная норма
Глагол
Особое внимание!
звонИть –
звонИшь звонИм
звонИт
звонИте
звонЯт
Слайд 19Согласные звуки имеют больше особенностей
согласный звук [г] в русском
литературном языке чаще всего оглушается в звук [к] (например: «друг»
- [друк]), однако в некоторых словах допускается произношение на месте оглушения звука [х]: «бог» - [бох]
Слайд 20
З а п о м н и т е:
согласные [ж],
[ш], [ц] – всегда твердые, а согласные [ч’],[щ’] – всегда
мягкие;
в словах «скучно» - [скушна], «конечно» - [кан’эшна], «нарочно» - [нарошна] и др. буквосочетание «чн» произносится [шн]
буквосочетание «чт» произносится [шт] в словах «что» - [што], «чтобы» - [штобы]
Слайд 22Внимание!
Трудные случаи произношения
о т р а ж е н ы
в ОРФОЭПИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ