Слайд 1
Электронные учебные материалы
к уроку русского
языка в 9 классе
Составитель:
Рубиш Юлия Викторовна
учитель русского языка и литературы
© Rubich, 2008
Слайд 2Комплексная работа с текстом
Повторение сведений по синтаксису сложного предложения, орфографии
и лексике на материале рассказа Бунина «Тёмные аллеи»
Слайд 3Пунктуационный и синтаксический разбор предложения
Когда лошади стали он выкинул из
тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и придерживая
руками в замшевых перчатках полы шинели взбежал на крыльцо избы.
Слайд 4Пунктуационный и синтаксический разбор предложения
Когда лошади стали, он выкинул из
тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая
руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
Слайд 5Словарно-орфографическая работа
Выписать из 1 абзаца слова с орфограммой «Н и
НН в разных частях речи»
Выписать из текста на с.47-48 слова
с орфограммой «Слитное и раздельное написание НЕ –НИ с разными частями речи».
Слайд 6Подобрать синонимы и антонимы
усталый
опрятно
Слайд 7Лексический диктант
Кафтан из толстого сукна
След от колеса на дороге
Икона, лик
Помещение
между жилой частью дома и крыльцом в деревенской избе
Заурядный, низкопробный
в духовном отношении
А
К
О
С
П
Слайд 8Подобрать синонимы к слову
пошлый
Слайд 9Подобрать синонимы к слову
пошлый
Грубый, грязный, заурядный, низкий, низменный, плоский, площадный,
безвкусный, бесцветный, балаганный, банальный, бульварный, вульгарный, тривиальный, шаблонный, неприличный
Слайд 10Конструирование предложений
О чём вспоминали герои в рассказе? Ответьте письменно.
Задание: 1
вариант – с предлогом «в течение», 2 – «в продолжение».
1гр.
– сложносочинённое предложение
2гр. – сложноподчинённое предложение
3гр. – бессоюзное сложное предложение
4гр. – сложное предложение с разными видами связи.
Слайд 11Указать тип предложения: а) простое, б) ССП, в) СПП, г)
БСП, д) сложное с разными видами связи.
В горнице никого не
было, и он неприязненно крикнул, приоткрыв дверь в сенцы.
Сколько ни проходило времени, всё одним жила.
Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже ещё красивая не по возрасту женщина, похожая на цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу, но полная.
В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки.
Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла.
Слайд 12Определить вид придаточных:
а) условия, б) изъяснительное, в) степени и образа
действия, г) уступки, д) времени
Сколько ни проходило времени, всё одним
жила.
Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое.
Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем.
Если с совестью давать, худого мало.
Слайд 13Творческая работа
-Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш
коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда
не могла. Как не было у меня никого дороже вас на свете, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну да что вспоминать, мёртвых с погоста не носят.
Слайд 14Обсуждение
Права ли героиня, отказывая в прощении Николаю Алексеевичу?
Сопоставьте их фразы:
-Как о воде протекшей будешь
вспоминать.
Мёртвых с погоста не носят.
Почему герои
целуют друг у друга руки?
Слайд 15Сочинение-миниатюра
«Всё проходит. Всё забывается».
Прав ли герой рассказа «Тёмные аллеи»?
1
гр. – составить сложные предложения по теме.
2 гр. – написать
сочинение-рассуждение (миниатюра).