Слайд 2Домашнее задание
1. Он неоднократно убеждался в том, что в споре
с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия
на книгу. 3. Согласно распоряжению заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. Факты, которые изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 5. Студенты уделяют внимание записи во время лекций.
Слайд 3Тема урока: «Культура речи»
Цели урока:
Раскрыть понятие «культура речи»;
Познакомиться с понятием
«нормы современного русского языка»;
Закрепить умения различать нормированную речь от ненормированной;
Слайд 4
Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощ,
И
всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнёт в один присест.
Прожорлив, как
собака,
Тот, кто живёт в шкафу:
Пропала тюль и тапок
И туфель на меху.
Он съел жилету кунью
И дедовский папах,
Персолем и шампунью,
Который весь пропах.
Так кто ж ту путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мышь ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?
Вы скажете: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
...Но есть обжора — Время -
Вот кто живёт в шкафу.
Слайд 5Выберете правильный вариант употребления и написания слов.
кУвет - кЮвет, афЕра
- афЁра, компеНтентный - копетентный, инцидент - иНцидент, двуличный -
двуХличный, с питИстами – с пятьЮстами, наДсмехаться- насмехаться, поскользнуться – поДскользнуться.
Слайд 6Выберете правильный вариант употребления и написания слов.
ИнженерА – инженЕры, без
погон – без погонОВ, пять килограммов – пять килограмм, нет
носок – нет носкОВ, красиВШЕ – красивЕЕ, ложить – класть, слазь – слезай, ляГ - ляЖ.
Слайд 7Выберете правильный вариант употребления и написания слов.
Шел дорогой, окруженный(ой) лесами,
модное(ый) кафе-бар, с обеих (оих) сторон, областная(ое) ГИБДД.
Слайд 8Выберете правильный вариант употребления и написания слов.
Поражаться его силой (силе),
жажда славы – жажда к славе, согласно приказу(а), с днем
рождения(ем), указал о недостатках – указал на недостатки, по возвращинии(ю).
Слайд 9Исправьте ошибке в построении предложений.
Я с другом были вчера в
музее. Песня-романс заворожил своей мелодией. Детвора резвились во дворе. Прошли
сто лет.
Слайд 10Исправьте ошибке в построении предложений.
Девочка была аккуратной и усидчива. Он
любил волейбол и плавать. Он махнул рукой и громко свистел.
В то время как директор выходил из здания и сел в машину.
Слайд 11Исправьте ошибке в построении предложений.
Сын сказал, что завтра вынесу мусор.
Чиновник ответил, что я больше не смогу за этим спокойно
наблюдать. Мальчик ответил учителю, что я усвоил урок.
Слайд 12
Представление о том, что такое хорошая речь, исторически изменчиво,
обусловлено социально, а иногда и территориально. Поэтому встает вопрос о
допустимости или недопустимости каких-то профессиональных нарушений норм. Оценки речи зависят от функционально-стилевой принадлежности, формы (устная / письменная) и условий ее осуществления. Е. Н. Ширяев дал очень емкое определение культуры речи: «Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». Таким образом, хорошая речь – это прежде всего речь целесообразная (касающаяся не только формы выражения мысли, но и самого содержания сказанного или написанного). Безусловные качества хорошей речи – ее соответствие этике общения, ее понятность адресату, отсутствие стереотипности, проявляющая большой словарный запас. Речь носителей среднелитературного типа речевой культуры вполне может быть хорошей не только в дружеском общении, но и в профессиональной деятельности, однако за пределами указанных ситуаций их речь может быть беспомощна. По-настоящему хорошая речь в любой ситуации встречается только у носителей элитарного типа речевой культуры, хотя какие-то погрешности могут быть и у них. Еще один параметр хорошей речи – допустимость и недопустимость тех или иных отклонений от норм.
Слайд 13Найдите ошибки в употреблении слов. Запишите предложения в исправленном виде.
Лица
ребят, описывающих о поездке, раскраснелись от оживления.
Олег надел дождливый
плащ и вышел на улицу.
Плакат, нарисуемый художником, повесили в классе.
Мимо нас промчался гончий автомобиль.
Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату, радует глаз.
Хорошая книга – это подарок, завещавший автором человеческому роду.
Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые.