Слайд 2ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
повторить и обобщить знания учащихся об
имени числительном как части речи;
формировать речь учащихся;
совершенствовать
навыки аналитической работы со словом.
Слайд 3Имя числительное
как часть речи.
Обозначает
- количество (сколько?)
-
порядок (какой?)
предметов при счёте
Слайд 4Разряды имён числительных
Количественные: целые - с учётом словообразовательных особенностей
-простые (два, тринадцать, двадцать, сорок, сто)
-сложные (пятьдесят-восемьдесят; двести-девятьсот)
- составные (сто сорок два, триста четыре, две тысячи девяносто, пять миллионов)
Слайд 5Дробные: три восьмых, шесть десятых, одна вторая; ноль целых двадцать
пять сотых.
Собирательные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро;
реже употребляются:
восьмеро-десятеро
+ оба (м.\ср.)- обоими, обе (ж.)- обеими
Разряды имён числительных
Слайд 6Употребление собирательных числительных (двое - пятеро,.. десятеро)
с существительными
мужского и
общего рода: двое сыновей, шестеро матросов, трое сирот (Искл: учёные
степени, воинские звания)
обозначающими детёнышей животных: трое лисят
имеющими форму только множеств. числа: трое саней, двое ворот, пятеро ножниц
«дети, ребята, люди, лицо [человек]»:трое ребят, четверо незнакомых лиц, двое детей
с прилагательными и причастиями в значении сущ.: двое неизвестных, четверо задержанных
с местоимениями мы, вы, они: вас двое, их трое
с числительными: Семеро одного не ждут.
Слайд 7Разряды имён числительных
Порядковые:
( сорок второй, сто тринадцатый, о двадцать пятом
декабря)
всегда склоняется только последнее слово
35-миллионный
(тридцатипятимиллионный)
Слайд 8Основные правила правописания
15-19 – Ь: шестнадцать
50 Ь 80 :
пятьдесят, шестьдесят
500 Ь 900: восемьсот, девятьсот
одиннадцать; четырьмя(в форме Т.п.)
300 и
400 = А (в форме Им. п.)
40, 90, 100 = А (в косвенных падеж.)
сороконожка, сорокаведёрный
девяностолетие, девяностолитровый
Слайд 9Склонение имён числительных.
И-В сто сорок восемь
Р ста
сорока восьми
Д ста сорока восьми
Т ста
сорока восьмью
П ста сорока восьми
Слайд 10Склонение имён числительных.
И-В триста шестьдесят два
Р трёхсот шестидесяти двух
Д
трёмстам шестидесяти двум
Т тремястами шестьюдесятью двумя
П о трёхстах
шестидесяти двух
Слайд 11Склонение имён числительных.
И-В оба
обе
Р обоих обеих
Д
обоим обеим
Т обоими обеими
П об обоих об обеих
Слайд 12ОПРЕДЕЛИТЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Тр…йник ( ? ), ми…иард (
? )
двойняшки( ? ), дважды ( ? )
несколько( ?
), шестеро ( ? )
девят…сот пят…десят восем… ( ? )
трехсотсорок…ми…иардный ( ? )
п…тиэтажный ( ? ), четверка ( ? )
трижды( ? ), двойственный ( ? )
удвоить( ? ), полуторное ( ? )
Слайд 13ОПРЕДЕЛИТЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Тройник (сущ.), миллиард(числ.)
двойняшки(сущ.), дважды(нар.)
несколько(мест.),
шестеро(числ.)
девятьсот пятьдесят восемь(чис)
трехсотсорокамиллиардный (числ.)
пятиэтажный (прил.), четверка(сущ)
трижды(нар.),
двойственный(прил.)
удвоить(глаг.), полуторное(прил.)