Разделы презентаций


Словообразовательные изобразительно-выразительные средства 10 класс

Содержание

Словарная работаРасставьте ударения: августовский, агент, алкоголь, алфавит, аэропорты, балованный,  баловать, балуясь, банты, бороду, брала, бралась, бухгалтеров, верба, верна, вероисповедание, взяла, взялась, включен, включенный.Расставьте ударения: августовский, агент, алкоголь, алфавит, аэропорты, балованный,  баловать, балуясь, банты, бороду, брала,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Словообразовательные изобразительно-выразительные средства

Словообразовательные изобразительно-выразительные средства

Слайд 2Словарная работа
Расставьте ударения:
августовский, агент, алкоголь, алфавит, аэропорты, балованный, 
баловать,

балуясь, банты, бороду, 
брала, бралась, бухгалтеров, верба, верна, вероисповедание, взяла, взялась, включен,

включенный.

Расставьте ударения:
августовский, агент, алкоголь, алфавит, аэропорты, балованный, 
баловать, балуясь, банты, бороду, 
брала, бралась, бухгалтеров, верба, верна, вероисповедание, взяла, взялась, включён, включённый.

Словарная работаРасставьте ударения: августовский, агент, алкоголь, алфавит, аэропорты, балованный,  баловать, балуясь, банты, бороду, брала, бралась, бухгалтеров, верба, верна, вероисповедание,

Слайд 3Повторим
Вспомните, какие лексические и фонетические средства выразительности вы знаете?
Определите,

какие фонетические ИВС использованы в отрывках:
Полночной порою в болотной

глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…
2. Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную…

аллитерация
ассонанс

ПовторимВспомните, какие лексические и фонетические средства выразительности вы знаете? Определите, какие фонетические ИВС использованы в отрывках: Полночной

Слайд 4Определите, какие ТРОПЫ (?) использованы в отрывках:
Есть тоска весёлая

в алостях зари…
Ликует буйный Рим…
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива…
Я

бывал в Японии не раз. Страна восходящего солнца не перестает удивлять по-прежнему.
Гаснут красные крылья заката…

1. оксюморон, окказионализм
2. метонимия
3. гипербола
4. перифраза
5. метафора

Определите, какие ТРОПЫ (?) использованы в отрывках: Есть тоска весёлая в алостях зари…Ликует буйный Рим…Раздирает рот зевота

Слайд 6«В самом деле, какое богатство для изображения явлений действительности заключается

только в одних глаголах русских, имеющих виды. Плавать, плыть, приплывать,

приплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться: это все один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия».

Виссарион Григорьевич Белинский

Сергей Петрович Обнорский

«Благодаря морфологической природе русского языка, имеющего возможность образования основных групп знаменательных слов с помощью суффиксов и префиксов, русский язык обладал, обладает неиссякаемыми силами роста»

«В самом деле, какое богатство для изображения явлений действительности заключается только в одних глаголах русских, имеющих виды.

Слайд 7Помещик был румяненький,
Осанистый, присадистый
Шестидесяти лет;
Он пистолетик выхватил,
Как сам, такой же

толстенький…
(Н. Некрасов)
Какое словообразовательное средство служит в отрывке средством

иронии, насмешки?

Помещик был румяненький,
Осанистый, присадистый
Шестидесяти лет;
Он пистолетик выхватил,
Как сам, такой же толстенький…
(Н. Некрасов)

Помещик был румяненький,Осанистый, присадистыйШестидесяти лет;Он пистолетик выхватил,Как сам, такой же толстенький…  (Н. Некрасов)Какое словообразовательное средство служит

Слайд 8Слова, различающиеся суффиксами или приставками, различаются и смысловой, а иногда

и стилистической окраской (умный – стилистически нейтральное, умнейший – книжное,

умничать – разговорное).
Слова, различающиеся суффиксами или приставками, различаются и смысловой, а иногда и стилистической окраской (умный – стилистически нейтральное,

Слайд 9Словообразовательные выразительные средства языка
1. Морфемный повтор.
Приехала, притопала,
Прибежала, прискакала.
Спрашиваю: «Кто там?»
Отвечает:

«Тьма ночная».
2. Суффиксы субъективной оценки.
А знаете ли вы, маменька, отчего

мы в дворянском
звании родились? А все оттого, что милость божья
к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в
избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а
уж чайку да кофейку - об этом и думать бы не смели!
Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец
там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.
Словообразовательные выразительные средства языка1. Морфемный повтор.Приехала, притопала,Прибежала, прискакала.Спрашиваю: «Кто там?»Отвечает: «Тьма ночная».2. Суффиксы субъективной оценки.А знаете ли

Слайд 103. Эмоционально окрашенные префиксы.
Пооткормили меня, поотлежался, да и вдругорядь
на

фронт.
4. Аффиксация, сужающая сферу
употребления слова (придающая
функционально-стилистическую или


социально-территориальную окраску слову).
1) – Гришка, рыбалить поедешь?...
2) Бабы плачут, председатель плачет – тоже баба.
У меня и получилось раскисание да благодушие.
5. Обыгрывание внутренней формы слова.
Остепенившийся человек – человек, живущий в степи.
6. Окказионализмы, созданные по известным
словообразовательным моделям.
Вдоль по этой трассе трассушке… ох ты, трасса
моя, трассина.
3. Эмоционально окрашенные префиксы.Пооткормили меня, поотлежался, да и вдругорядь на фронт. 4. Аффиксация, сужающая сферу употребления слова

Слайд 111. Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская

позиция? Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи

слов с суффиксами оценки?

Фамусов — Скалозубу: «Прозябли вы - согреем вас; отдушничек откроем поскорее». Молчалин: «Ваш шпиц - прелестный шпиц!.. Какая шёлковая шёрстка». Чацкий: «Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком». (А.Гриб.)
2) «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо неё в автобус сел». (Из фельетона.)

Упражнения

1. Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция? Как характеризует героев «Горе от ума»

Слайд 122. Прочитайте отрывок из рассказа М.Шолохова. Определите, при помощи каких

языковых средств М. Шолохов передаёт отношение матери, отца, деда и

других героев рассказа к Мишке Коршунову.

Для отца он – Минька. Для матери – Минюшка. Для деда – в ласковую минуту – пострелёныш, в остальное время, когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза, – «Эй, Михаиле Фомич!» А для всех остальных: для соседок – пересудок, для ребятишек, для всей станицы – Мишка.

2. Прочитайте отрывок из рассказа М.Шолохова. Определите, при помощи каких языковых средств М. Шолохов передаёт отношение матери,

Слайд 13
3. Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания.

Какая разница в значении слов высечь и посечь? Благодаря чему

изменилось значение слова?

[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]
Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет угодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская…Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?
3. Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Какая разница в значении слов высечь и

Слайд 144. Прочитайте текст. Какая разница в значении выделенных слов? Благодаря

чему изменилось значение слова? Выпишите слова с суффиксами оценки.

- Я

пр…обрел книжонку, - сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика.
- Почему Вы говорите так пр…небрежительно, - возмутился я.
- Но ведь она тоненькая, да и формат (не)большой, - ответил собеседник.
Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении…
4. Прочитайте текст. Какая разница в значении выделенных слов? Благодаря чему изменилось значение слова? Выпишите слова с

Слайд 155. Прочитайте фрагменты из стихотворений Марины Цветаевой, укажите, какие приставки

используются в том или ином тексте, определите их значение. Какую

стилистическую и экспрессивную роль выполняет прием концентрации определенного префикса в одном тексте?

* * *
Золото моих волос
Тихо переходит в седость.
– Не жалейте! Все сбылось,
Все в груди слилось и спелось.
Спелось – как вся даль слилась
В стонущей трубе окрайны.
Господи! Душа сбылась:
Умысел твой самый тайный.












* * *
Смерть – это так:
Недостроенный дом,
Недовзращенный сын,
Недовязанный сноп,
Недодышанный вздох,
Недокрикнутый крик.
5. Прочитайте фрагменты из стихотворений Марины Цветаевой, укажите, какие приставки используются в том или ином тексте, определите

Слайд 16Тест «Словообразовательные выразительные средства языка»
В какой строке суффиксы придают словам

разговорную окраску?
1) скульптура, архитектура
2) столовка, спецовка
3) гладильня, коптильня
4)

вклейка, верстка

2. В какой строке суффиксы придают словам шутливую окраску?
1) бумаженция, книженция, старушенция;
2) солдатня, матросня, пацаньё
3) спанье, суетня, кислятина
4) скулеж, скукота, смехота
Тест «Словообразовательные выразительные средства языка»В какой строке суффиксы придают словам разговорную окраску? 1) скульптура, архитектура 2) столовка,

Слайд 173. В каких предложениях используются окказионализмы?

1) И, как судьба меня

ни хлопай, Я устремлен душою всей К тебе, о синий

Енисей! (И. Северянин)
2) Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки… (Ф. М. Достоевский)
3) По морям, играя, носится С миноносцем миноносица. Льнет, как будто к меду осочка, К миноносцу миноносица. (В.Маяковский).
4) За ужином объелся я Да Яков запер дверь оплошно И стало мне, мои друзья, И кюхельбекерно и тошно. (А.С.Пушкин)
3. В каких предложениях используются окказионализмы?1) И, как судьба меня ни хлопай, Я устремлен душою всей К

Слайд 184. В какой строке суффиксы придают словам разговорно-просторечный характер?

1)

раздумывать, наигрывать
2) подзаработать, прихватить
3) тормознуть, спекульнуть
4) добегаться,

забегаться
4. В какой строке суффиксы придают словам разговорно-просторечный характер? 1) раздумывать, наигрывать 2) подзаработать, прихватить 3) тормознуть,

Слайд 195. В каком предложении употреблен словообразовательный диалектизм?
Гутарили про него на

хуторе чудное.
Вечером под воскресенье загнал Григорий табун на баз.
Не

подумал Алёша, обрадовался работе и хлебу, напрямки брякнул.
Отец его, как известно вам, чеботарь был.
5. В каком предложении употреблен словообразовательный диалектизм?Гутарили про него на хуторе чудное.Вечером под воскресенье загнал Григорий табун

Слайд 20Ответы
2
1
3, 4
3
3

Ответы213, 433

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика