Слайд 1Выполнила: Еремеева И.А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №
5»
Культура речи
и
языковая норма
Слайд 2Цель урока:
Повторить общие сведения о языке , языковых нормах.
Закрепить
умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами.
Формировать
навыки использования нормированной речи .
Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 /
Слайд 3
Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение
пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием,
правильно и выразительно.
Понятие «языковая норма»-одно из ключевых понятий в учении о правильности речи.
Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов , словосочетаний , форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.
Слайд 4
Нормы
произно-
шения
Нормы
слово-
употреб-
ления
Постановка
знаков
препинания
Слайд 5Лексико- орфоэпическая разминка
1).Определите лексическое значение паронимов:
сытый- сытный, болотный- болотистый,
оживают –
оживляют , абонент-абонемент,
будний- будничный, поступок- проступок.
2).В каком предложении вместо слова
ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?
1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.
2.В заросшем пруду много водных жуков.
3.Водные каналы стали очень популярными ,
особенно среди молодежи.
4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами.
Слайд 63.Решите орфоэпические задачи:
1. В каком слове ударение на 2 слоге
?
а/ свекла б/ жалюзи в/
оптовый
г/ мельком
2. В каком слове ударение на 1 слоге?
а/ иначе б/ эксперт в/ дремота
г/ знамение
3. В каком слове ударение на 3 слоге?
а/ инструмент б/ зевота
в/ вчистую г/ принятый
4. В каком слове звуков больше ,чем букв?
а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка
5. В каком слове произносится звук Й ?
а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса
Слайд 7Грамматические нормы языка
Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении
именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения
родовой принадлежности.
Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений
Слайд 9ТРЕНИНГ
Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:
Адрес ,директор ,доктор ,
мастер ,профессор ,шелк.
Договор, инженер ,офицер ,тренер ,шофер , месяц, торт,
госпиталь.
Перепишите ,раскрывая скобки:
пара (валенки, ботинки ,сапоги ,чулки, носки);
много (дела ,места, яблоки ,мандарины);
килограмм (апельсины, мандарины ,помидоры , томаты );
группа ( инженеры ,тренеры , шоферы ).
Просклоняйте числительные 749 , полтора , обе.
Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных:
красивый ,горький , сладкий , глубокий , маленький.
Образуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать , разжечь, лечь , стереть.
Слайд 10ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите
это слово правильно:
Директора школ , контейнера на погрузке, пять
килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом , откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.
Слайд 11Правильный ответ :
Контейнеры на погрузке ,пять килограммов , много
народу, множество грузин ,все шоферы, несколько мандаринов , 5 килобайт,
партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах ,в полутора часах езды.
Слайд 13ТРЕНИНГ
Определите , в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой
выбор:
1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.
2. Ракета -носитель доставлена на орбиту.
3.
Поезд отправился согласно расписания.
4. Она была молода и красива.
5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.
6. Когда смотришь вокруг ,складывалось впечатление ,что ты здесь уже был.
Слайд 15Проверочная работа
Форма работы – парная.
Для работы
предлагаются карточки с заданиями по изученной теме.
Во
время выполнения работы разрешено использовать справочные материалы .
Время выполнения работы –
10 мин- 15 мин.