Разделы презентаций


Культура речи и языковая норма

Цель урока: Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами. Формировать навыки использования нормированной речи . Выполнить задания ЕГЭ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Выполнила: Еремеева И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №


Культура речи и языковая норма

Выполнила: Еремеева И.А.,  учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5»Культура речи и  языковая

Слайд 2Цель урока:
Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить

умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами. Формировать

навыки использования нормированной речи . Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 /
Цель урока: Повторить общие сведения о языке , языковых нормах.  Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки

Слайд 3
Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение

пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием,

правильно и выразительно.
Понятие «языковая норма»-одно из ключевых понятий в учении о правильности речи.
Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов , словосочетаний , форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.
Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в

Слайд 4
Нормы
произно-
шения
Нормы
слово-
употреб-
ления
Постановка
знаков
препинания

Нормыпроизно-шенияНормы слово-употреб-ленияПостановка знаков препинания

Слайд 5Лексико- орфоэпическая разминка
1).Определите лексическое значение паронимов: сытый- сытный, болотный- болотистый, оживают –

оживляют , абонент-абонемент, будний- будничный, поступок- проступок. 2).В каком предложении вместо слова

ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ? 1. Мелиорация болот нарушила водный баланс. 2.В заросшем пруду много водных жуков. 3.Водные каналы стали очень популярными , особенно среди молодежи. 4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами.
Лексико- орфоэпическая разминка1).Определите лексическое значение паронимов: сытый- сытный, болотный- болотистый, оживают – оживляют , абонент-абонемент, будний- будничный,

Слайд 63.Решите орфоэпические задачи: 1. В каком слове ударение на 2 слоге

? а/ свекла б/ жалюзи в/

оптовый г/ мельком 2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение 3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый 4. В каком слове звуков больше ,чем букв? а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка 5. В каком слове произносится звук Й ? а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса
3.Решите орфоэпические задачи: 1. В каком слове ударение на 2 слоге ?    а/ свекла

Слайд 7Грамматические нормы языка
Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении

именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения

родовой принадлежности.

Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений

Грамматические нормы языкаМорфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы

Слайд 8Типы морфологических ошибок

Типы морфологических ошибок

Слайд 9ТРЕНИНГ
Запишите существительные в именительном падеже множественного числа: Адрес ,директор ,доктор ,

мастер ,профессор ,шелк. Договор, инженер ,офицер ,тренер ,шофер , месяц, торт,

госпиталь.
Перепишите ,раскрывая скобки: пара (валенки, ботинки ,сапоги ,чулки, носки); много (дела ,места, яблоки ,мандарины); килограмм (апельсины, мандарины ,помидоры , томаты ); группа ( инженеры ,тренеры , шоферы ).
Просклоняйте числительные 749 , полтора , обе.
Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных: красивый ,горький , сладкий , глубокий , маленький.
Образуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать , разжечь, лечь , стереть.
ТРЕНИНГЗапишите существительные в именительном падеже множественного числа: Адрес ,директор ,доктор , мастер ,профессор ,шелк. Договор, инженер ,офицер

Слайд 10ПРОВЕРЬ СЕБЯ Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите

это слово правильно: Директора школ , контейнера на погрузке, пять

килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом , откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите это слово правильно:  Директора школ

Слайд 11Правильный ответ :
Контейнеры на погрузке ,пять килограммов , много

народу, множество грузин ,все шоферы, несколько мандаринов , 5 килобайт,

партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах ,в полутора часах езды.
Правильный ответ : Контейнеры на погрузке ,пять килограммов , много народу, множество грузин ,все шоферы, несколько мандаринов

Слайд 12Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки

Слайд 13ТРЕНИНГ Определите , в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой

выбор:
1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось. 2. Ракета -носитель доставлена на орбиту. 3.

Поезд отправился согласно расписания. 4. Она была молода и красива. 5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом. 6. Когда смотришь вокруг ,складывалось впечатление ,что ты здесь уже был.
ТРЕНИНГ Определите , в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой выбор:1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось. 2.

Слайд 14Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки

Слайд 15Проверочная работа
Форма работы – парная. Для работы

предлагаются карточки с заданиями по изученной теме. Во

время выполнения работы разрешено использовать справочные материалы . Время выполнения работы – 10 мин- 15 мин.
Проверочная работа  Форма работы – парная.   Для работы предлагаются  карточки с заданиями по

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика