Слайд 1Тема урока
Типы речи.
Лексические средства
связи предложений
в тексте
Слайд 2Художественный стиль
Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы.
Цель художественного стиля
– воздействовать на читателя.
Для художественного стиля характерны сравнения, метафоры, образные
определения –эпитеты, олицетворения
Слайд 3Лексические средства связи предложений в тексте
1.Предложения могут сцепляться при помощи
повторения одного и того же слова- лексический повтор.
Вокруг города раскинулись
леса, мо-
гучие, нетронутые. В лесах попадались глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)
Слайд 42.Предложения могут сцепляться при помощи синонимов.
В лесу мы видели лося.
Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Тропинка привела нас
к обрыву. Под кручей шумела река.
Слайд 5Начался разлив. Разлив – тяжёлое время для зверей и птиц,
живущих на речных островах.(половодье)
Я оттолкнул веслом челнок от берега.
Челнок плавно
скользнул по воде.
(лодка, ладья)
Замените повторяющееся существительное его синонимом
Слайд 63.Текстовые синонимы позволяют избегать неуместного повторения слов, могут сцеплять связанные
по смыслу предложения.
За 15 дней до старта прилетели мы на
космодром. Байконур нас встретил ярким солнцем и серо-зелёной степью.
Слайд 7Замените выделенное существительное уместным словом в данном контексте.
Из Беловежской пущи
на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека.
В
клетку к лебедям подселили фламинго. Сначала фламинго вёл себя беспокойно, но потом освоился.
Слова для выбора: новосёл, новичок.
Слайд 84.Предложения в тексте могут соеди –
няться при помощи родо-видовых слов.
Цветы
леса.
В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзовых
опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве мы находили душистые ночные фиалки. А у глухого ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками.
(И.Соколов-Микитов)
Слайд 9Выручай, охотник!
Помогите охотнику улучшить его рассказ -замените повторяющиеся слова заяц
и зайчишка словами трусишка, серый, косой, зверёк. длинноухий, бедняжка. Это
текстовые синонимы.(стр.67 «Русская речь» Никитина)
Слайд 10Подскажи слова в рифму.
Дремлет пашня, дремлет сад,
Сонно яблоки ……
Великаны –сосны
в ясный день
Заломили шапки ……
Слайд 11Восстановите последовательность предложений
1.Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.2.Прямо
перед ней,
прижавшись к забору, сидел маленький,
взъерошенный котёнок. 3.Собака яростно
лаяла,
припадая на передние лапы.
4.Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.
Слайд 12«Рассыпались»загадки…
соберите их в рифму.
В руке девочка облачко на стебельке
держит
Висят от жары шары на ветвях посинели.
Какие сравнения и метафоры
лежат в основе «собранных»вами загадок?
Слайд 13Лингвистический анализ текста
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне
показалось, что я оглох
dо сне. Я лежал с закрытыми
глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый,
беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает кот.
Слайд 14Использованная литература.
Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для
5-7 кл. сред. шк. / Науч. ред. В.В. Бабайцева. –
М.: Просвещение, 1997.
Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. ; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Автор презентации – Исмагилова Р.Г., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ№4» г. Чистополь, Республика Татарстан.