Слайд 1Мастер - класс
Рефлексия на уроках русского языка и литературы
Слайд 2Тема педагогического опыта:
Реализация рефлексирующего подхода в обучении как основы для
формирования ключевых компетенций учащихся на уроках в рамках интерактивного развития
творческих способностей учащихся.
Слайд 3Основы деятельности составляют:
Теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина,
Использование метапредметного
подхода при организации рефлексии,
Технология сотрудничества
Слайд 4Цель мастер - класса
продемонстрировать виды рефлексии на современных уроках
и основные способы организации и работы с ней (на примере
одной из форм рефлексии)
Слайд 5Методические приёмы:
беседа
Сопоставление, анализ, синтез
Интерпретация
Создание атмосферы сотворчества
Включение эмоциональной сферы
Слайд 6Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад
Словарь
иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии,
самопознание
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
Слайд 7Образовательные цели и задачи этапа рефлексии на уроке
В следствии взаимодействия
по типу «учитель-ученик», «ученик-ученик» инициировать рефлексию учащихся по поводу своего
эмоционального состояния, а так же своей деятельности на уроке.
Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Слайд 8Основные этапы рефлексии
Остановка предметной деятельности;
Восстановление последовательности выполненных действий;
Изучение составленной последовательности
действий;
Формулирование результатов;
Проверка гипотез в последующей деятельности
Слайд 10Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Место: начало урока
Цель: установление эмоционального контакта
Слайд 11Рефлексия деятельности
Место: в течение урока или в конце урока
Цель: осмысление
способов и приёмов работы с учебным материалом
Слайд 12Рефлексия содержания учебного материала
Место: в течение урока или в конце
урока
Цель: выявление уровня осознания изученного материала.
Слайд 13Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения:
разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр
эмоций;
карточки с изображением лиц;
цветовое изображение настроения.
Слайд 15На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого
и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета
– мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Прием рефлексии «Солнышко»
«Цепочка пожеланий»
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и
другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
Слайд 18от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;
от
0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;
от 0,6 и выше – высокий.
Индекс удовлетворенности уроком
Слайд 19Мишень настроения
День - это выстрел. В какую область настроения
учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок –
попадание в одной из цветовых зон.
Крайне скверно
Плохо
Состояние моей души
Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
Слайд 21Прием рефлексии
«Одним словом»
Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12,
которые наиболее точно передают их состояние на уроке:
Раздражение
Злость
Радость
Равнодушие.
Удовлетворение
Вдохновение
Скука.
Тревога.
Покой.
Уверенность
Неуверенность.
Наслаждение.
Слайд 22 Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том
месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия
в уроке:
1. Я считаю, что занятие было
интересным__________________ _скучным.
2.Я научился
многому_______________________малому.
3. Я думаю, что слушал других
внимательно__________________невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии
часто_________________________редко.
5. Результатами своей работы на уроке я
доволен______________________не доволен.
Прием рефлексии «Выбор»
Слайд 23Резюме-ученики письменно отвечают на вопросы, отражающих их отношение к уроку,
учебному предмету, учителю
Что нравится на уроках?
Что не нравится на уроках?
Можешь
ли учиться лучше по предмету?
Что мешает учиться лучше?
Какие действия учителя считаешь неправильными?
Поставь отметку учителю по 5-ти балльной системе. Обоснуй её.
Поставь себе отметку по 5-ти балльной системе. Обоснуй её.
Слайд 24Светофор
Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для
меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке,
я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»
Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»
Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»
Слайд 25Рефлексия настроения «Радуга»
С каким цветом радуги ассоциируется данный
урок?
оранжевый– радостное, восторженное настроение.
красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;
синий цвет
– грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
зелёный цвет – активность,
жёлтый цвет – цвет радости
фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
Слайд 26Рефлексия настроения «Смайлики»
Обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью
карточки со стилизованными рисунками
Слайд 27Рефлексия деятельности на уроке
«Лестница успеха»
Слайд 28Лесенка успеха
В своей деятельности на уроке и знаниях по данной
теме я достиг больших высот.
У меня есть небольшие результаты в
деятельности на уроке , но я на достигнутом не останавливаюсь. Я заполню «пробелы» в знаниях.
Мне трудно. Я пытаюсь…, но мне ещё нужно много работать над тем, чтобы достичь хороших результатов на уроках.
Слайд 29 сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь
я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я
попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Прием рефлексии «Незаконченное предложение»
Слайд 30Закончи предложение
Сегодня я узнал…
Я почувствовал, что…
Мне представляется интересным то, что…
А
у меня на этот счет другое мнение…
Я бы хотел (а)
еще раз услышать…
Работа над заданием помогла мне…
Меня удивило…
У меня появилось желание…
Урок дал мне для жизни…
Слайд 32Комплимент- похвала
Учащиеся оценивают вклад
друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала в
качестве формативного оценивания, комплимент степени образованности, логическому мышлению и участию, комплимент-эмоция) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Слайд 33Рюкзак
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после
изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе,
а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я научился составлять план текста и конспект
я запомнил правило на правописание гласных в корне слова
я разобрался в такой-то теме
я наконец-то запомнил, чем простое предложение отличается от сложного
Слайд 35Рейтинг
Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема
в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования
оценки с учеником. Формирует умение объективно и регулярно оценивать свой труд. Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Рейтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.
Например:
Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.
Слайд 36Знаковая рефлексия
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не
правильный;
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
« | »
- ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» - не ответил
Слайд 37 - Я узнал(а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На
уроке было над чем подумать.
На все вопросы, возникающие в ходе
урока, я получил(а) ответы.
На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Прием рефлексии «Утверждение»
Слайд 38 Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие
работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок
Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»
Слайд 39Прием рефлексии «Аргументация своего ответа»
1.На уроке я работал……..потому что………
2.Своей
работой на уроке я………
3.Урок для меня показался…….
4.За урок я…..
5.Мое настроение……..
6.Материал
урока мне был………
Слайд 41Анкетирование
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Было ли тебе интересно?
Сумел
ли ты получить новые знания?
Был ли ты активен на уроке?
Ты
с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
Учитель был внимателен к тебе?
Сумел ли ты показать свои знания
Слайд 42Рефлексия в форме анкетирования
На уроке русского языка я
узнал(а)_________________________
понял(а)_________________________
научился (-лась)__________________
2. Лучше
всего на уроке у меня
выходило__________________________
3. Основные трудности у меня
были______________________________
4. Во мне произошли изменения…………..
а) в знаниях по предмету
б) в умении чувствовать
в) в моих творческих способностях
г) в умении осознавать собственную деятельность
Слайд 43 Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают
свое мнение.
В графу “+” записываются все факты,
вызвавшие положительные эмоции.
В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.
В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Прием рефлексии
«Плюс – минус – интересно»
Слайд 44
Приём «Что, если…?»
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии
вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяютучащимся
по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему,
выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий,расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию
гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился
с Валеком и Марусей?
Слайд 45Оценка «приращения» знаний и достижения целей
Высказывания:
Я не знал…
Теперь
я знаю….
Слайд 46Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины.
Что
нового ты узнал на уроке?
Слайд 47
«Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились
хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит
их работу на следующем уроке.
Слайд 48
«График».
Учащимся предлагается начертить в течение урока график
-изменения их интереса;
-уровня познания,
-
личной активности.
Слайд 49
"Благодарю…"
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного
из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить,
в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Слайд 50
"А напоследок я скажу".
Школьникам предлагается последовательно ответить на
три вопроса:
Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо
(исключая учителя)?
Что не оправдалось и почему?
Мои и наши перспективы?
Слайд 51
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей
работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
Слайд 52 «Острова»
На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте
знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали:
о.Страха,
Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.
Слайд 54Техника «рефлексивная мишень».
На доске рисуется мишень, которая делится на
сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся
деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Слайд 56“Букет настроения”.
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные
и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я
говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
Слайд 57 «Кто веселее?»
Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.
МОРЕ ЗНАНИЙ ЗАЛИВ ПРАВИЛ
Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают,
что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те,
кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.
Слайд 59 Чемодан, мясорубка,корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Слайд 60
Какие трудности ты испытывал на уроке?
Какие формы работы на уроке
тебе нравятся больше всего?
Поставь баллы от 1 до 5:
Индивидуальная -
работа в парах -
По карточкам - самостоятельная работа -
Работа в группах - коллективная работа -
Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) -
Анализ урока учащимися
Назовите, чем вы занимались на уроке?
Слайд 61Маятник настроения
Маятник- подвижный, например, деревянная рейка,
жёстко закреплённая вверху
ватмана. Слева на картинке- хмурый день, тучи, дождь. Справа солнце,
безоблачное небо. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина.
Цветик-
многоцветик
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения.
Затем все лепестки собирают в один общий цветок.
Слайд 63Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть
предложены следующие движения:
- присесть на корточки - очень низкая оценка,
негативное отношение;
- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;
- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;
- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.
Метод «Зарядка».
Слайд 65 1 строка – имя существительное, тема синквейна
2 строка –
два имени прилагательных, раскрывающих тему
3 строка – три глагола, описывающих
действия, относящиеся к теме синквейна
4 строка – фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых высказывается своё отношение к теме
5 строка – слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение.
Правила создания синквейна
Слайд 66
1. Деление на группы по фрагментам открытки.
2.
Составление синквейна по темам:
1 группа –
7 модулей обучения
2 группа - оценивание
Практическая работа
Слайд 67 1. Русский язык
2. Трудный, важный.
3. Объединяет, сближает,
учит.
4. Пригодится в жизни для общения.
5. Наука.
Составление синквейна
(каждый учитель берёт темой свой предмет)
Например:
Конкурс на лучший синквейн.
Слайд 68 1. составление нового синквейна
2. Составление краткого рассказа по готовому
синквейну.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.
4. Анализ неполного синквейна без
указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Как работать с синквейнами
(работа по группам)
Слайд 69 1. Пётр I
2. Целеустремлённый, прогрессивный
3. Преобразовывал, укреплял,
развивал.
4. Основал морской флот.
5. Российский император
Готовый синквейн для
составления краткого рассказа
Слайд 70 1.
2. Переменный, ……………
3. Передаётся, …………, ……………….
4. ….. бывает опасен.
5. ………………
Анализ неполного синквейна, определение названия
темы этого синквейна (1 группа)
Слайд 71 1.
2. Глинистая, ……………
3. Вымывается, …………, ……………….
4. ………………….. - перегной.
5. ………………
Анализ неполного синквейна, определение названия
темы этого синквейна (2 группа)
Слайд 72 Самостоятельно на практическом занятии.
В составе малой группы с последующим
конкурсом на лучший синквейн.
В составе учебной группы при участии преподавателя
или без него.
При выполнении контрольного или домашнего задания на составление синквейна.
Организационные формы работы с синквейнами
Слайд 73 способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку,
понять, как его воспринимают дети и другие люди. В центре
педагогической рефлексии - осознание того, что школьник воспринимает в учителе и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия педагога.
Педагогическая рефлексия -