Слайд 1Местоимения в тексте
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я
делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОШ с.Кругликово Хабаровского края района имени Лазо
учитель русского языка и литературы Байжева Елена Леонидовна
Слайд 2Просклоняйте по падежам словосочетание
Сколько лилий
Слайд 3Правильно употребите местоимения в словосочетаниях
Я очень скучаю по (вы), милые
мои родные!
Наташа рассказывала, что очень грустит по (мы).
За границей он
очень тосковал о (она).
Слайд 4Исправьте ошибки в предложениях.
В котором году ты родился?
Какие твои планы
в дальнейшем?
Чего ты делаешь?
С какого ты года рождения?
Слайд 5
Что в тексте звучит некрасиво, неправильно?
Однажды упало из ведра семечко.
Приютилось семечко между глиной и камнями. Долго томилось это семечко,
а потом вдруг выпустило из себя корешки, впилось корешками в глину и стало расти. Так этот цветок, который яростно боролся за место под солнцем, начал жить. Нечем было питаться цветку в камне и глине, но стремление жить заставляло цветок каким-то чудом добывать себе влагу.
Слайд 6
Однажды упало из ведра семечко. Приютилось ОНО между глиной и
камнями. Долго томилось ЭТО семечко, а потом вдруг выпустило из
СЕБЯ корешки, впилось ИМИ в глину и стало расти. Так ЭТОТ цветок, КОТОРЫЙ яростно боролся за место под солнцем, начал жить. НЕЧЕМ было питаться ЕМУ в камне и глине, но стремление жить заставляли цветок КАКИМ-ТО чудом добывать СЕБЕ влагу.
Слайд 7Вывод:
местоимения служат для выразительности речи, помогают избежать ненужных повторов в
повествовании
Слайд 8ФИЗМИНУТКА
Я иду, и ты идешь,
Раз, два, три.
Я пою, и ты
поешь,
Раз, два, три.
Мы идем, и мы поем,
Раз, два, три.
Слайд 9Объяснительное письмо
Н..(с) чем нельзя сравнить кр.. с.. ту
русской
пр.. роды. Наши горы самые высокие, наши
степи самые
бе.. крайние, а л.. са самые
б.. гатые. Конечно, (кое)кто с этим не
согласит.. ся. Но каждый человек должен
знать, что нет (н..)чего краше и м..лее его
Родины. Нет (н..)кого ближе и р.. днее его
матери.
Слайд 10Проверка.
Ни с чем нельзя сравнить красоту русской
природы. Наши горы
самые высокие, наши
степи самые бескрайние, а леса самые бо
–
гатые. Конечно, кое-кто с этим не согласится.
Но каждый человек должен знать, что нет ничего краше и милее его Родины. Нет никого ближе и роднее его матери.
Слайд 11 Местоимения по самой своей природе как бы приспособлены
для связи предложений. Что означает, например, он? Это тот, о
ком идет речь сейчас или шла раньше. Без опоры на предыдущий контекст слово он непонятно, несамостоятельно.
Следовательно, замещая
упомянутый раньше предмет,
местоимения осуществляют
связь между предложениями.
Слайд 12 Хотя местоимений в языке очень мало,
роль их исключительно велика. Если допустить невероятное – что они
исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек не мог бы обозначить себя как говорящего – я. Не смог бы назвать собеседника – ты и лицо, о котором идет речь, - он. И крайне затруднилась бы связь между предложениями.
Слайд 13 В силу отсутствия конкретного
значения местоимения выполняют роль самой экономной и прочной связи между
предложениями, сцепляя их в единое речевое высказывание.
Замещая то или иное слово предыдущего предложения, местоимения позволяют избежать повторов в речевом высказывании, разнообразят речь.
Слайд 14Выборочный диктант
Выписать местоимения.
Щади зверей и птиц, деревья и кусты.
Ведь это
всё слова, что царь природы
ты.
Ты только часть её, зависимая
часть!
Что без неё и мощь твоя, и власть?!
Слайд 15Рефлексия
Я узнал (а)…..
Я закрепил (а)….
Слайд 16Домашнее задание
Составить рассказ на тему: «Моё отношение ко всему живому».
6-8 предложений, используя различные местоимения.