Слайд 1Многоаспектная типология уроков русского языка
1. Классификация по дидактической цели.
2. Классификация по содержанию.
3. Классификация по форме.
Классификация уроков по дидактической цели:
1.Обучающие уроки
Познавательные:
- уроки обучения изложению и другим вторичным текстам;
-обучения сочинению и другим творческим работам.
Тренировочные уроки:
— уроки обобщения (обобщенного повторения);
— уроки систематизации (систематизированного повторения);
— уроки написания развернутых текстов, в основном изложений и сочинений нормативного объема;
— уроки анализа письменных работ и коррекции предметной подготовки.
2.Контрольно-обучающие уроки
3.Контрольные уроки(диагностические)
Уроки текущего контроля:
1)Уроки общелингвистического контроля (языковедческой диагностики).
2)Уроки языкового контроля (языковой диагностики).
3)Уроки орфографического и пунктуационного контроля (правописной диагностики).
4)Уроки речевого контроля (речевой диагностики).
Уроки итогового контроля (комплексного контроля, комплексной диагностики).
Классификация уроков по содержанию
1.Виды уроков по программному содержанию:
Языковые:
1) Аспектные уроки.
2) Многоаспектные уроки.
Правописные.
Речевые:
1) Уроки по теории текста; уроки по стилистике и базовым разделам.
2) Уроки развития устной речи.
3) Уроки развития письменной речи.
Языковедческие:
1) Уроки о русском языке.
2) Уроки по теории языкознания.
3) Уроки по истории русского языка; уроки о русистах, уроки о
справочной и другой лингвистической литературе.
Слайд 42. Виды уроков по реальному содержанию:
-уроки без определенной разговорной темы;
-уроки с заявленной разговорной темой:
1. Уроки с одной лексико-тематической группой
слов.
2. Уроки с единой разговорной темой дидактического материала, например «Осень».
3. Уроки с фразовым дидактическим материалом одного жанра.
4. Уроки по текстам об одном авторе.
5. Уроки, близкие к урокам словесности, проводятся по художественным текстам одной эпохи, одного жанра, одного автора.
-интегрированные уроки:
1) Уроки словесной интеграции.
2) Уроки межпредметной интеграции.
3) Уроки искусствоведческой интеграции.
Слайд 5Классификация уроков по форме:
1.Виды
уроков по методам обучения:
1) Уроки с преобладанием вербальных методов
Уроки с
преобладанием метода языкового анализа, наблюдений.
Уроки с преобладанием метода самостоятельной работы: уроки конспектирования, тезирования.
4) Уроки с преобладанием метода наглядного обучения, мультимедиа-уроки.
5) Уроки с преобладанием метода упражнений: практикумы — классические, модульные, проектные, игровые.
Слайд 6 2.Виды уроков по технологии обучения:
Классические.
Уроки вузовских форм:
1) Уроки-лекции.
2) Уроки-практикумы.
3) Лабораторные уроки.
4) Уроки-семинары.
5) Уроки-консультации, уроки-зачеты,
уроки- экзамены.
Инновационные уроки:
1) Уроки с психологизацией.
2) Уроки с использованием компьютерных программ .
3) Уроки с взаимообучением.
Слайд 7Уроки игровых форм:
1. Уроки в форме деловых игр: редакция, суд,
заседание ученого совета, конференция, научный семинар, круглый стол, аукцион, презентация,
дебаты.
2. Уроки в форме ролевых игр: на приеме у врача, в мастерской.
3. Уроки в форме телепередач: устный журнал, виртуальное путешествие, «живая» газета, телемост.
4. Уроки конкурсные: «Счастливый случай», эстафета, «Что? Где? Когда?», викторина, КВН.
5. Уроки театрализованные (инсценировки, сказки, концерты).
Слайд 8Уроки группового обучения:
1. уроки взаимообучения — в парах постоянного или
сменного состава;
2. уроки группового обучения — в бригадах и иных
группах;
3. уроки проектные — подготовки и защиты групповых проектов.
Уроки свободной формы.
Уроки реальной экскурсии.
Виртуальные уроки.
Бинарные уроки.
Слайд 9 3.Виды уроков по речевой деятельности
Уроки в «г
р о м к о й» р е ч и
:
1) Уроки слушания, чтения, говорения.
2) Уроки слушания и письма.
3) Уроки говорения и письма.
«Тихие» уроки (молчанки):
1) «Немые» диктанты и изложения.
2) Уроки самообучения .
3) Уроки «тихого» контроля .
Слайд 10ЛИТЕРАТУРА
Гдалевич Л. А., Фудим Э. Д. Уроки русского языка в
5 классе. - М., 1991.
Литневская Е. И., Багрянцева В. А.
Методика преподавания русского языка в средней школе; [под ред. Е. И. Литневской]. - М., 2006.
Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1997.
Методика преподавания русского языка в школе / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. А. Ипнолитова, М. Р. Львов; [под ред. М.Т. Баранова). - М., 2000.
Обучение русскому языку в школе / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос, М. М. Разумовская, Ю. Н. Гостева, И. П.
Цыбулько; [под ред. Е. А. Быстровой]. - М., 2004.
Организация учебного процесса по русскому языку в школе: хрестоматия / Сост. Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева. - М., 1991.
Острикова Т. А. Лингвометодические статьи: сборник. - Абакан, 2002.
Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. - М., 1986.
Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов. - Т. 2. - М., 1999 [РПЭ].
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М., 2006.
Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1980.
Теория и практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, А. Д. Дейкина, Т. М. Воителева, Г. А. Фомичева, Н. И. Демидова, А. П. Еремеева, Р. Б. Сабаткоев, Л. А. Тростенцова; [под ред. Р. Б. Сабатко-ева]. - М., 2005.
Указатель статей, опубликованных в журнале «Русский язык в школе»: 1991-2000 годы /Сост. Т. А. Острикова. - Абакан, 2001.
Ш а т о в а Е. Г. Урок русского языка в современной школе. - М., 2007.