Разделы презентаций


Монолог. Диалог

Содержание

Текст монологический – это текст, поданный от первого лица или лица – наблюдателя со стороны; также текст, поданный от лица неопределенного или безличностно.Диалогический текст обычно бывает представлен как сочетание реплик, принадлежащих

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Монолог - это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная

на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной

организованностью и смысловой завершенностью. Диалог – форма речи, представляющая разговор двух или нескольких лиц. (В последнем случае используется термин «полилог»)
Монолог - это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная на ответную реакцию другого лица (или лиц),

Слайд 2Текст монологический – это текст, поданный от первого лица или

лица – наблюдателя со стороны; также текст, поданный от лица

неопределенного или безличностно.

Диалогический текст обычно бывает представлен как сочетание реплик, принадлежащих разным лицам.
Текст монологический – это текст, поданный от первого лица или лица – наблюдателя со стороны; также текст,

Слайд 3 Собственно диалог может существовать как:
Самостоятельный публицистический текст
Философский жанр
Основная форма речи

в драматических произведениях
Диалогические вкрапления в виде речи персонажей в текстах

художественной прозы
Собственно диалог может существовать как:   Самостоятельный публицистический текстФилософский жанрОсновная форма речи в

Слайд 4Классический пример включения диалога в монологическое повествование:
За дверью стоял Благов.

Я удостоверил его личность. Жора впустил его в магазин и

сказал, что часа через два он придет к нам погреться и попить кипятку.
– Вот что, – сказал Благов. – Я все думаю об этом рассказе Соболя. Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала. У меня, знаете, как у старого газетного коня, привычка не выпускать из рук хорошие рассказы.
– Что же поделаешь! – ответил я.
– Дайте мне рукопись. Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. Я останусь здесь, потому что возвращаться домой, на Лонжерон, невозможно – наверняка разденут. И при вас я пройдусь по рукописи.
– Что значит «пройдусь»? – спросил я. – «Пройтись» – это значит выправить.
– Я же вам сказал, что не выброшу и не впишу ни одного слова.
– А что же вы сделаете?
– А вот увидите.
В словах Благова я почувствовал нечто загадочное. Какая-то тайна вошла в эту зимнюю штормовую ночь в магазин Альшванга вместе с этим спокойным человеком. Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился. [...]
(К. Паустовский. Золотая роза).
Классический пример включения диалога в монологическое повествование:За дверью стоял Благов. Я удостоверил его личность. Жора впустил его

Слайд 5Формы диалога
открытая

Может использоваться в текстах научно-популяхных, для создания некоторой сюжетности


скрытая

Может использоваться в монологических текстах разных видов: художественный, газетный, научный,

учебный
Формы диалогаоткрытаяМожет использоваться в текстах научно-популяхных, для создания некоторой сюжетности скрытаяМожет использоваться в монологических текстах разных видов:

Слайд 6Диалогичность нехудожественного текста представляется особыми средствами выражения, которые помогают автору

направить свой текст на читателя, часто эти речевые средства служат

цели установления контакта с читателем, они имитируют задушевность беседы с ним, дают возможность автору акцентировать внимание читателя на важных вопросах.
Диалогичность нехудожественного текста представляется особыми средствами выражения, которые помогают автору направить свой текст на читателя, часто эти

Слайд 7Средства диалогизации :

это вопросно-ответные комплексы;
различные обращения к

читателю; приобщение его к совместному размышлению, действию;
вводные и вставные

конструкции;
различные формы выражения побуждения;
способы выражения предписания, рекомендации, прямо направленные на читателя;
экспликации предполагаемых реакций читателя на сообщаемое автором и др.
Средства диалогизации : это вопросно-ответные комплексы;  различные обращения к читателю; приобщение его к совместному размышлению, действию;

Слайд 8 Например:

Так что же представляют

собой эти загадочные вещества, называемые учеными по-разному – наркотиками, галлюциногенами,

фантастиками, психотомиметиками, психодислептиками (у юристов, конечно, существует строгий перечень веществ, которые относятся к наркотическим).
Почему разговоры о них не умолкают в течение веков? Почему и сейчас газеты и журналы всего мира пишут о наркомании как об одном из главных социальных зол?
Вызвать нарушение поведенческих и психических процессов можно с помощью самых различных соединений, действие которых необязательно направлено строго на функцию головного мозга. Практически отравление любым ядом приводит к тем или иным изменениям в сознании, настроении, способности ориентироваться в окружающей среде. Однако особое внимание психофармакологи уделяют соединениям, которые вызывают сдвиги в психической и эмоциональной сферах (С. Титов. Сирены, поющие в мозгу).
Например:  Так что же представляют собой эти загадочные вещества, называемые учеными по-разному

Слайд 9Так скрытый диалог «автор – читатель» может присутствовать в монологически

построенном тексте, когда возникает желание и необходимость активно воздействовать на

читателя. Автор словно рассчитывает на реакцию читателя, она нужна ему не только для того, чтобы убедить в чем-то читателя, но и для того, чтобы укрепиться самому в своем собственном мнении.
Так скрытый диалог «автор – читатель» может присутствовать в монологически построенном тексте, когда возникает желание и необходимость

Слайд 10С другой стороны, монологический и диалогический тексты могут совмещаться в

рамках иных литературных форм.
Например, драматургические тексты могут включать в

себя монологи, которые встраиваются в систему реплик, являя собой своеобразный жанр в жанре (вспомним хотя бы монологи Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова).
С другой стороны, монологический и диалогический тексты могут совмещаться в рамках иных литературных форм. Например, драматургические тексты

Слайд 11Художественный текст
Прозаический
Стихотворный
это речь отрывистая, членение речи здесь определяется смысловым и

синтаксическим строем и автоматически из него вытекает
это речь периодическая,

ритмически организованная
Художественный текстПрозаическийСтихотворныйэто речь отрывистая, членение речи здесь определяется смысловым и синтаксическим строем и автоматически из него вытекает

Слайд 12Единицы членения стихотворного текста

строка
строфа
четверостишие (или двустишие).

Единицы членения стихотворного текстастрока строфачетверостишие (или двустишие).

Слайд 13Стиховые строки не обязательно совпадают с синтаксическими границами предложений: стих

обладает метром (размером). Это упорядоченное чередование в стихе сильных мест

(иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Сильные и слабые места – это чередующиеся слоговые позиции в стихе, они образуют метр в виде двух- или трехсложной стопы. Сильные места метра занимают ударные слоги, слабые – неударные. Проза – речь, не связанная метром и рифмой.
!!!Стихотворная речь и прозаическая – не замкнутые системы, границы их могут быть размыты, переходные явления неизбежны.
Стиховые строки не обязательно совпадают с синтаксическими границами предложений: стих обладает метром (размером). Это упорядоченное чередование в

Слайд 14Особенности стихотворного текста
использование фигур: анафоры, эпифоры, периоды, ретардации, стиховые переносы,

стыки, параллелизмы.

Особую значимость приобретает стихотворный синтаксис. Он условен, деформирован, подчинен

не структуре предложения, а ритму. В синтаксисе реализуется интонация, метрика. Стихотворная фраза – это явление ритмико-синтаксическое, ритму подчиняется и порядок слов

Ритмическая форма стиха – это закрепленные в размере эмоциональные интонации.

Смысловая сложность. Смысловая двуплановость и многоплановость. За внешним текстовым образом всегда стоит глубинный внутренний смысл.

Особенности стихотворного текстаиспользование фигур: анафоры, эпифоры, периоды, ретардации, стиховые переносы, стыки, параллелизмы.Особую значимость приобретает стихотворный синтаксис. Он

Слайд 15 Художественная проза
Классическая
основана на культуре семантико-логических связей, на соблюдении последовательности

в изложении мыслей; преимуществу эпична, интеллектуальна.
Орнаментальная
основана на ассоциативно-метафорическом типе связи.

Это проза «украшенная», с «системой насыщенной образности», с метафорическими красивостями.
Художественная прозаКлассическаяоснована на культуре семантико-логических связей, на соблюдении последовательности в изложении мыслей; преимуществу эпична, интеллектуальна.Орнаментальнаяоснована на

Слайд 16Стилистика орнаментальной прозы:

обращение к простонародной стихии языка (Н. Лесков);

чрезмерной метафоричностью, образностью (ранний М. Горький);
повышенной эмоциональностью, доходящей до

восторженности (некоторые части произведений Н. Гоголя);
тяготением к словотворчеству (А. Белый).
синтаксис чаще ритмизированный, воссоздающий черты поэтической речи
Стилистика орнаментальной прозы: обращение к простонародной стихии языка (Н. Лесков); чрезмерной метафоричностью, образностью (ранний М. Горький); повышенной

Слайд 17Пример орнаментальной прозы.

Н.В. Гоголь в «Повести о том, как поссорились

Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» использует многочисленные повторы, поэтические определения,

восклицания, призывы, выражающие восторг:

Славная бекеша у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие смушки! Фу ты пропасть, какие смушки! Сизые с морозом. Я ставлю Бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните ради Бога на них, особенно если он станет с кем-нибудь говорить, взгляните сбоку: что за объедение! Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! [...] Прекрасный человек Иван Иванович! Прекрасный человек Иван Иванович!
Пример орнаментальной прозы.Н.В. Гоголь в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» использует многочисленные

Слайд 18Стихотворный текст может приобретать прозаические черты.

Цель прозаизации художественного текста, в том числе и прозаического,

– достичь правдоподобия, приблизить к обыденному, земному, реальному. Правдоподобие достигается, как правило, обращением к различным отклонениям от литературной нормы в языке.
Эти отклонения :
речь диалектная,
речь неграмотная,
речь простонародная, жаргонная, социально ограниченная,
речь табуированная, обсценная.

Стихотворный текст может приобретать прозаические черты.      Цель прозаизации художественного текста, в том

Слайд 19Сочетание вербальных и невербальных, изобразительных средств передачи информации образует креолизованный

(смешанного типа) текст

Сочетание вербальных и невербальных, изобразительных средств передачи информации образует креолизованный (смешанного типа) текст

Слайд 20Креолизованные тексты
с частичной креолизацией
с полной креолизацией

Креолизованные тексты с частичной креолизацией с полной креолизацией

Слайд 21Текст с частичной креолизацией
Вербальные и иконические компоненты вступают в автосемантические

отношения, когда вербальная часть сравнительно автономна и изобразительные элементы текста

оказываются факультативными. Такое сочетание находим часто в газетных, научно-популярных и художественных текстах.
Текст с частичной креолизациейВербальные и иконические компоненты вступают в автосемантические отношения, когда вербальная часть сравнительно автономна и

Слайд 22Текст с полной креолизацией
Большая спаянность, слияние.
Между вербальным

и иконическим компонентами устанавливаются синсемантические отношения
Такая зависимость наблюдается в

рекламе (плакат, карикатура, объявления и др.), а также в научных и особенно научно-технических текстах.
Текст с полной креолизациейБольшая спаянность, слияние.   Между вербальным и иконическим компонентами устанавливаются синсемантические отношения Такая

Слайд 23Единый образ креолизованного текста как объекта вербальной и визуальной коммуникации

создают
изобразительный ряд в виде иллюстраций художественно-образных, декоративных, познавательных

Вербальный

компонент

Единый образ креолизованного текста как объекта вербальной и визуальной коммуникации создаютизобразительный ряд в виде иллюстраций художественно-образных, декоративных,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика