Разделы презентаций


Морфология. Имя существительное

Колонны слов , или что такое морфология Велико количество слов в языке – сотни тысяч! А если прибавить к ним все формы рода, числа, падежа, лица, времени, наклонения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА. Морфология. Имя существительное

Автор: Литвина Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ № 16» п. Солнечнодольска
Изобильненского района
Ставропольского края
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА. Морфология.  Имя существительное

Слайд 2 Колонны слов , или что такое морфология Велико количество слов в

языке – сотни тысяч! А если прибавить к ним все

формы рода, числа, падежа, лица, времени, наклонения и вида, то получится неисчислимое количество. Как разобраться и управиться слов и их форм? К счастью, есть у их слов строгий командир Морфология. Подаст, к примеру, команду: «Части речи, становись!» - вмиг все слова построились в четкие колонны. Таким образом, МОРФОЛОГИЯ изучает части речи и формы словоизменения. Вместе с СИНТАКСИСОМ она составляет ГРАММАТИКУ.

Морфология

Колонны слов , или что такое морфология  Велико количество слов в языке – сотни

Слайд 3Под знамена частей речи становись!
Попытались как-то все слова построиться. Становились,

становились – все плохо
получается. «Без командира нам не обойтись, –

поняли слова, – призовем-ка мы
Морфологию!»
– Кто обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.
– Мы обозначаем предмет.
– А какие формы у вас есть?
– Род, число и падеж.
– А что вы умеете делать?
– Быть всеми членами предложения, но в первую очередь
подлежащим и дополнением.
– Становитесь под знамя «Имя существительное», – приказала Морфология.
Она собрала и объединила и все оставшиеся слова.
Так тысячи слов встали под знамена частей речи, учитывая свои значения,
грамматические формы и синтаксическую функцию.

Морфология

Под знамена частей речи становись!Попытались как-то все слова построиться. Становились, становились – все плохополучается. «Без командира нам

Слайд 4Для чего существительному род?

– Зачем Вы имени существительному? –
спросили как-то у Рода.
– А разве есть хоть одно существительное без Рода? – ответил тот. – Без меня существительное не
сможет обозначать предмет, т. е.
перестанет быть существительным.
Стоит какой-нибудь падежной
форме «сбежать» и лишиться Рода,
как она тотчас же превращается в
наречие: Было вот бЕгом, да стало бегОм.
И всегда, как только выделяется или создается
новый предмет, его обозначают именем
существительным в одной из форм рода:
Чебурашка, игрушка, изделие, предмет и т.д.

Если я Чебурашка, изделие, предмет и игрушка, то какого же я тогда рода?

Для чего существительному род?

Слайд 5Существительное считает
– Кто за это предложение, прошу поднять руку,

- сказал председатель. –
Существительное , подсчитайте

количество голосов.
– Много! – моментально отвечало то.
– Вы же не считали, - укоризненно покачал головой председатель.
– Много! – тут же повторило Существительное.
– Вы не хотите считать?!
– Товарищ председатель, – вступился Глагол, –
Существительное не умеет считать по порядку,
у него есть единственное число, обозначающее
один предмет, и множественное со значением
неопределенного множества.
– Числительное! – хором выдохнул зал...

На рисунке противопоставлены формы единственного и множественного числа
(яблоко – яблоки): одно и неопределенное множество. Отдельные
существительные имеют количественное значение, но это значение не части
речи, а лексическое: четверка, четверть.


яблоко

яблоки

Существительное считает – Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал председатель. –   Существительное

Слайд 6Что делает падеж?
У Падежа спросили:
– А зачем нужны

существительному Вы?
– И без меня нельзя, - отвечал Падеж

, - я указываю на отношение моего
хозяина-существительного к другим словам в предложении.
– А как именно?
– Я могу указывать на отношения действия и места (сидеть на стуле, идти в
школу), действия и орудия (бить молотком, чертить карандашом),
действия и объекта (читать книгу, собирать ягоды), целого предмета и его
части (ветка дерева, стрелка прибора) и многое другое.









Без меня существительное не проживет, как и без Рода и Числа.

действие и место

действие и орудие

действие и орудие

целый предмет и его часть

Что делает падеж? У Падежа спросили: – А зачем нужны существительному Вы? – И без меня нельзя,

Слайд 7На чем или где?

В тетради было написано: в рюкзаке.

В ч е м? – задала вопрос Морфология.
– Позвольте,

- заволновался Синтаксис, - нужно спрашивать г д е?
– Не спорьте, оба вопроса одинаково нужны, - вмешалась Грамматика, - только тебя, Морфология, какая это падежная форма, а тебе, Синтаксис, нужно непременно знать, какой это член предложения.
– А как же мы задаем один вопрос ч т о? к слову розу?
– Нет, - отвечала мудрая Грамматика, - вы снова задаете два вопроса, только они на этот раз совпадают.

Грамматика

Морфология

Синтаксис

В чем?

Где?

На чем или где?В тетради было написано: в рюкзаке. – В ч е м? – задала вопрос

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика