Слайд 1Мягкий знак в глаголах
2-го лица единственного числа
Выполнила: учитель русского
языка и литературы
Анисимова Наталья Валерьевна
«МОУ СОШ № 47»
г. Магнитогорска
Слайд 2Цель
Знать: о написании мягкого знака после шипящих на конце
глаголов этой формы в предложениях без подлежащего для выражения действия,
относящегося ко всем лицам.
Уметь: обосновать написание ь после шипящих на конце слов различных частей; употреблять глаголы 2-го лица в речи.
Слайд 4Орфографическая разминка
Задание: выписать глаголы I вариант –I спряжения,
II вариант –II спряжения.
Возлагать надежды, мечтать об отдыхе, трудиться на фабрике, заниматься с друзьями, замереть от счастья, светит из-за туч, уходить с другом, дружить с товарищем.
Слайд 5Работа по теме
Режь, передач, кирпич могуч, спишь, речь, беречь, дочь,
гараж, спрячь, колюч, жечь, стелешь.
Слайд 7Орфограмма № 22
Во 2-м лице единственного числа после шипящих пишется мягкий
знак, который сохраняется и перед суффиксом -ся :
танцуешь, говоришь,
будешь танцевать, станцуешь ;
(ты) советуешь – советуешься.
Слайд 8
ТИХО ВСТАНЬТЕ, ОГЛЯНИТЕСЬ
И ДРУГ ДРУГУ УЛЫБНИТЕСЬ,
РУКИ ВЫТЯНУВ ВПЕРЕД,
ПОСМОТРИТЕ ВПРАВО,
ВЛЕВО,
А ТЕПЕРЬ ИХ ПОДНИМИТЕ,
А СЕЙЧАС НАОБОРОТ. ПОДБОЧЕНЯСЬ, ВЫ ПРИСЯДЬТЕ,
ЛИХО ТОПНИТЕ
НОГОЙ
ДА ПРИТОПНИТЕ ДРУГОЙ.
МЫ, ИГРАЯ, ОТДЫХАЛИ,
А ГЛАГОЛЫ ВЫ СЧИТАЛИ?
Слайд 9Задание: образовать форму 2-го лица единственного числа настоящего или
будущего времени
Строить –
Стелить –
Смотреть –
Гнать –
Укрывать
–
Таять –
Кормить –
Наблюдать –
Клеить –
Веять –
Слайд 10
Строить (II спр.) - строишь
Стелить (I спр.) – стелешь
Смотреть
(II спр.) – смотришь
Гнать (II спр.) – гонишь
Укрывать (I спр.)
– укрываешь
Кормить (II спр.) - кормишь
Наблюдать (I спр.) – наблюдаешь
Клеить (II спр.) – клеишь,
Веять (I спр.) - веешь
Таять (I спр.) – таешь
Слайд 11Работа с пословицами
Без ветра парус не наду…шь.
Рассыпанное зерно не собер….шь,
а сказанного слова не ворот….шь.
Услыш….шь – забуд….шь, увид….шь – запомн….шь,
сдела…шь – узна…шь.
Пожар снежком не погас….шь.
Тише ед…шь – дальше будешь.
Напиш…шь пером – не выруб….шь топором.
Слайд 12 Без ветра парус не надуешь.
Рассыпанное зерно не соберёшь, а сказанного
слова не воротишь.
Услышишь – забудешь, увидишь – запомнишь, сделаешь –
узнаешь.
Пожар снежком не погасишь.
Тише едешь – дальше будешь.
Напишешь пером – не вырубишь топором.
Слайд 13
Вывод: употребление глаголов этой формы
в предложениях без подлежащего для
выражения
действия, относящегося ко всем лицам.
Слайд 15
Рефлексия
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я
научился…
Слайд 17Домашнее задание
Упр. № 704 – диктант по памяти, обозначить орфограммы,
выполнить разборы