Разделы презентаций


"На Руси учились так..."

Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после Крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1НА РУСИ УЧИЛИСЬ ТАК

24 мая – День славянской письменности и культуры

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки

НА РУСИ УЧИЛИСЬ ТАК

Слайд 2 Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после

Крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных

лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что дети ещё мало знают о православной вере и не готовы к учёбе. Так обучение распространилось по всей Руси.
Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после Крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников,

Слайд 3Ипатьевский монастырь
Детей учили при церквах и монастырях.
Монастырь

– это религиозная община монахов или монахинь. Из-за большого количества

детей учеников распределяли между учителями в группы по 6-12 человек. Такое деление учащихся было обычным в Средние века.
Ипатьевский монастырь Детей учили при церквах и монастырях.  Монастырь – это религиозная община монахов или монахинь.

Слайд 4 Среди прочих молитв преподобному Сергию молятся о детях,

которым трудно дается учеба.
Святого преподобного

Сергия Радонежского  просят о просвещении разума к учению. 

М.Нестеров.
Преподобный Сергий Радонежский. 1899.

Среди прочих молитв преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба.  Святого преподобного

Слайд 5М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1890
В возрасте 10 лет

юного Варфоломея, такое имя дали С.Радонежскому родители, отдали обучаться грамоте

в церковную школу вместе с братьями. В отличие от братьев Варфоломей отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия Радонежского.
После горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока.
М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1890  В возрасте 10 лет юного Варфоломея, такое имя дали С.Радонежскому родители,

Слайд 6 В древности писали на восковых дощечках, которые назывались

«цера», с помощью костяного или деревянного писала. В качестве писчего

материала служила и береста – верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней люди смастерили металлические писала.

Берестяная грамота

Цера

В древности писали на восковых дощечках, которые назывались «цера», с помощью костяного или деревянного писала.

Слайд 7 В семь лет мальчиков отдавали учиться грамоте, а девочек

начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.

В семь лет мальчиков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.

Слайд 8По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка

Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его

в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября.
По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14

Слайд 9Пословицы о грамоте
Пророк Наум наставит на ум.

Голова без ума, что

фонарь без свечи.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Красна птица

перьем, а человек - уменьем.

Не учась, и лаптя не сплетёшь.

Аз, буки и веди – страшат, что медведи.

Пословицы о грамотеПророк Наум наставит на ум.Голова без ума, что фонарь без свечи.Корень учения горек, да плод

Слайд 10 Школа для детей обычно находилась при церквях. На урок

собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок.
Учитель разрешал ребятам

присаживаться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.

Церковно-приходская школа в с. Кочергинском (1913 год )

Школа для детей обычно находилась при церквях. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок.

Слайд 11
Главными школьными предметами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская азбука. Часослов

включает неизменяемые молитвословия ежедневных церковных служб. Эта книга была своего

рода семейной реликвией, передававшейся из поколения в поколение. Псалтырь может одновременно представлять собой и молитвы, обращённые к Богу, и само слово Бога.
Главными школьными предметами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская азбука. Часослов включает неизменяемые молитвословия ежедневных церковных служб. Эта

Слайд 12 Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Сначала

ребята наблюдали, как работают писцы. Почерк у писцов был ровный,

круглый и назывался уставом. Каждая буква стояла отдельно от другой, а заглавные выписывались красной краской, отсюда и выражение «Писать с красной строки». В очертаниях строгой буквы проступали знакомые черты животных и даже человека.

Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Сначала ребята наблюдали, как работают писцы. Почерк у

Слайд 13 Писцы выполняли очень тяжёлое занятие. Изо дня в день

выводили буквы – аккуратно и внимательно, чтобы не капнула капля

чернил и не испортила текст. Когда появилась бумага писать стали гусиными перьями.
Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался – перница.
Писцы выполняли очень тяжёлое занятие. Изо дня в день выводили буквы – аккуратно и внимательно, чтобы

Слайд 14Грамоту осваивали по Святцам, или Месяцеслову. Особенно часто задавали читать

Четьи минеи, т.е. предназначенные для чтения, а не для богослужения

книги житий святых православной церкви. Причём повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца.
Грамоту осваивали по Святцам, или Месяцеслову. Особенно часто задавали читать Четьи минеи, т.е. предназначенные для чтения, а

Слайд 15Доскажи пословицу
Азбука – наука,
а ребятам мука.
Что написано пером…
- не

вырубишь топором.





Грамоте учиться…
всегда пригодится.



Побольше грамотных…
поменьше дураков.







Без муки…






нет науки.
Без муки

Доскажи пословицуАзбука – наука, а ребятам мука.Что написано пером…- не вырубишь топором.Грамоте учиться…всегда пригодится.Побольше грамотных…поменьше дураков.Без муки…нет

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика