Слайд 1Тема:
«Роль обращения
в художественной литературе»
Выполнила: Молдагалиева Сандугаш, учащаяся 11
класса
Научный руководитель:
Есимбекова Назгуль Каирбековна, учитель русского языка и литературы
КГУ
« Ершовская средняя школа»
Слайд 2Цель исследования: определить типы обращений и их функции в художественной
речи.
Гипотеза. В трудах по синтаксису русского языка вопрос об обращениях
в художественной литературе пока ставился довольно редко. Пока что ни один научный труд не претендовал на полное, систематическое описание этой стилистико-грамматической категории. Поэтому мое исследование – это углубленное изучение, полное описание функций обращения в художественной литературе.
Задачи проекта: определить роль обращения с помощью сравнения, углубленного изучения произведений художественной литературы.
Слайд 3Из истории…
Вначале стали широко употребляться обращения «мужчины» и «женщины» как
альтернатива соответственно «буржуазному» господа и дамы и просторечному мужики и
бабы.
XVII – XVIII в. особенно ярко прослеживаются обращения в эпистолярном жанре того времени в форме частной, хозяйственно-бытовой, семейно-родственной и государственно-деловой переписке. Эпистолярный зачин от кого кому в соответствии со стабилизацией титулов, должностей.
В XVIII – XIX вв. в качестве основных выступало несколько групп обращений. Это, во-первых, обращения служебные, во- вторых, - родственные. Обращения не служебные и не родственные (князь, граф, сударь, сударыня, государь.) составляли третью группу.
После Октябрьской революции вместо существовавших ранее обращений, получают распространение обращения гражданин и товарищ.
После Великой Отечественной войны слово товарищ постепенно начинает выходить из повседневного неофициального обращения людей друг к другу.
Уже в наше время история повторяется и возвращаются обращения: товарищ, господин, господа и прочие.
Слайд 4
Обращение — обособленный интонационно и грамматически самостоятельный компонент предложения или сложного синтаксического целого, служащий
для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи. Обращение обычно
не относят к членам предложения и не включают в синтаксическое дерево зависимостей или составляющих.
Примеры:
Приду, приду я вновь, мой милый домосед, С тобою вспоминать беседы прежних лет (Пушкин)
Обращения бывают распространенные и нераспространенные:
1. Нераспространенное обращение состоит из одного слова.
2. Распространенное обращение состоит из двух и более слов. Они характерны для произведений художественных, особенно поэтических и ораторских.
Слайд 9Формы обращений
В различных языковых и социальных культурах существуют
различные формы обращения.
Слайд 12Г.Р. Державин
«Фелица»
Н.М. Карамзин
«Бедная Лиза»
А.С. Пушкин
«Цыганы»
М.Ф. Достоевский
«Бедные люди»
Для более углубленного
исследования я решила сравнить произведения,
написанные в различных направлениях литературы,
а именно: в классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме.
Слайд 14Вывод:
В результате выполнения своей научной работы, я добилась поставленной
цели, а именно:
1. Подробно изучила произведения Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина,
М.Ф. Достоевского, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин
2. Провела подробный анализ этих произведений, на основе которых сделала определенные выводы по использованию обращений в художественной литературе, полностью ознакомилась с обращениями в русском языке и литературе, расширила свой художественный кругозор.
3. Изучила историю использования обращений в общении
На основании чего могу сказать, что обращения является неотъемлемой частью произведений художественной литературы, используется довольно часто и делает предложение (текст) более эмоциональным, законченным, и помогает в выражении мыслей и чувств автора.
Слайд 15СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
http://refolb.ru/
Ожегов С.И. толковый словарь русского языка. М., 2002-
139с.
http://www.hi-edu.ru/
Фонвизин Д.И. «Недоросль» школьная библиотека-М. : Просвещение 1987-288 с.
http://ru.wikipedia.org
Салханова Ж.Х.,
Аульбекова Г.Д., Хлызова И.Ю., Шаповалова И.Г. –Русская литература: Периоды и стили. Учебник для 8 класса общеобразовательной школы-3-е изд.-Алматы: Мектеп,2012-360 с
Достоевский Ф.Ф. «Бедные люди»-М.: «Советская Россия», 1985-272с.